Россия, в ответ на санкции Запада, с 6 августа ограничила импорт продтоваров из стран-участниц этих санкций. По запретом фрукты, овощи, молочная продукция, морепродукты, колбасы, свинина, говядина и пр.
Сейчас, безуспешно, таможенная служба пытается прекратить в Россию поставку нелегальных продовольственных товаров.
Андрей Бельянинов – руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС):
Россия с начала введения санкций в ответ на Западные санкции, уже предотвратила ввоз 736-ти партий товара из Норвегии, Австралии, Канады, стран Евросоюза и США.
Изъято товаров общим весом более, чем 18 тыс. тонн. Кроме этого, 98 дел об админ. правонарушений было возбуждено по факту ввоза товаров из перечня запрещенных, общим весом около 3 тыс. тонн и стоимостью 138 млн. руб.
Данные правонарушения вывили на пограничных пунктах Белоруссии, через территорию которой следовали эти товары. В основной массе, пытаются ввезти в Россию овощи, ягоды и фрукты на железнодорожном и автомобильном транспорте. Также есть попытки импорта из других стран в Российскую Федерацию сухого молока, сметаны, сыров и мясной продукции, которые попали под ограничения.
С целью осуществления государственного контроля и борьбы с ввозом запрещенной продукции в РФ через реэкспорт из Казахстана и Белоруссии, ФТС внесла предложение в заинтересованные органы исполнительной власти и правительства о необходимости создания мобильных групп для выполнения государственного контроля в приближенных к госгранице местах.
Сергей Данкверт – руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору:
Наше ведомство пока не замечает реэкспорт в больших объемах. Однако, сельхозпродукция из стран Европы просачивается в Россию через Белоруссию. В подобных случаях не указывается реальная страна происхождения ее. Написано, например – Македония, а выясняется, что продукция из Греции и Польши, поскольку македонское происхождение подтвердить не могут.
А. Бельянинов: нельзя исключать, что под видом товаров, произведенных на Украине, в Россию ввозятся товары, которые попали под запрет в результате санкций. Необходимо наладить координацию всех ведомств, поскольку небезосновательно существуют сомнения в подлинности предъявляемых перевозчиками с Украины документов.
Также мы начинаем наблюдать появление «лжетранзитного» канала, когда свинину из Польши пытались перевезти автомобилем в Улан-Батор. Пресечение поставок мяса в такие страны, как Казахстан и Узбекистан, для нас это – повседневная забота.
Также в ФТС отмечен быстрый рост ввоза морепродуктов из стран, у которых раньше таких объемов не было. После запрета ввоза рыбы из Норвегии, сразу появились импортеры из Гренландии и Фарерских островов, которые никогда н е производили столько рыбной продукции.
Так, по сообщению Россельхознадзора, 24 сентября была задержана партия грейпфрутов, весом 18 тонн, которая следовала в Краснодар из Нидерландов как южноафриканские, и у которой отсутствовал сертификат страны-производителя фруктов. Это можно расценить, как намерение скрыть настоящего отправителя, и желание выдать за южноафриканские – европейские фрукты.
Дмитрий Востриков – директор по развитию Ассоциации поставщиков и производителей продтоваров:
Считаю, что выявленные 18 тонн нельзя назвать значительным объемом. Это – только верхушка айсберга, и свидетельство нарушений по ввозу, которые необходимо более жестко пресекать в больших объемах.
Однако, существуют совершенно законные способы ввезти продукцию из стран, которые попали под санкции России. Это – обычная переработка продукции со сменой этикетки. После паники, которая возникла у поставщиков по поводу запрета, наступило относительное затишье, в то время, как в Белоруссии резко увеличилось производство рыбной продукции и яблок. Ведь если Вы приобрели и переработали сырье, то на совершенно законных основаниях можете указать страну-производитель – Белоруссию. Таким образом, продукция, которая поступает на Российский рынок, уже является легальной.
Как раз такая переработка наносит экономический ущерб и представляет самую большую угрозу. С одной стороны – мы рады успехам братьев-белорусов в развитии их пищевой и перерабатывающей промышленности, с другой стороны – российские производители терпят убытки. Теперь дешевое сырье получает Белоруссия, которое после переработки в виде готовой продукции поставляется на наш рынок.
С этим надо бороться: необходимо менять законодательство и отслеживать поставку продукции от поля до прилавка. Невозможно сразу и в срочном порядке реализовать такой комплекс мер, поскольку необходимо вводить новые нормативные акты и законодательные меры. А это – при налаживании такого процесса – не менее полугода.