Россия не оставляет амбициозных планов по освоению ближнего космоса. Сейчас продолжаются обсуждения о возможности реализации проекта облета Луны и высадки на ее поверхности, а также способности ракетно-космической отрасли реализовать поставленную задачу в установленные сроки.
Юрий Макаров – представитель «Роскосмоса»:
Ракетно-космической отрасли, выполнить разработанную «Ромскосмосом» программу по освоению дальнего космоса - вполне по силам, и она готова к этому приступить. Эта программа масштабная не только финансовыми вложениями, но и техническими устройствами, которые будут изготовлены.
Цель общей программы – выход России с околоземной орбиты и освоение планет нашей Солнечной системы. Луна является попутным направлением.
Первый транспортный космический корабль на базе ракеты-носителя «Ангара» планируют испытать после 2020 года.
Существующая до 2015 года Федеральная космическая программа (ФКП) и проект ФКП до 2025 года (находящийся на рассмотрении правительства), предполагают создание сверхтяжелой ракеты.
Промышленностью уже создан некоторый задел для создания сверхтяжелой ракеты, но для того, чтобы ее запустить, необходимо значительно большее вложение ресурсов. Только после этого можно проработать вопрос о технической реализации проекта создания ракеты сверхтяжелого класса нашей промышленностью в заданный период.
Перспективным транспортным космическим кораблем «Энергия», Ракетно-космическая корпорация (РКК) заменит пилотируемый «Союз», с экипажем из 5-6 человек.
Макет корабля был представлен в августе 2013 года на авиакосмическом салоне «МАКС-2013», а стоимость создания определили в 160 млрд. руб. Беспилотный вариант испытания должен был начаться в 2015 году, но был перенесен на 2018 год. Испытания планируют выполнить на строящимся космодроме Восточный в Амурской области.
Лев Зеленый – глава Института космических исследований:
Мы уверены, что у нас получится к концу следующего десятилетия осуществить выполнение разработанных нами лунных миссий («Луна – 25, 26, 27, 28 29»), и Россия вновь возвратиться на спутник Земли.
Выбор района посадки на Луне является важным критерием: это – прямая видимость Земли и наличие воды под поверхностью на глубине 1,5 метра. Самый оптимальный район, который соответствует этим требованиям – Южный полюс Луны. Однако, этому будет предшествовать несколько облетов автоматическими станциями.
Максим Мартынов – первый замгенконструктора российского НПО им. Лавочкина:
Для того, чтобы исследовательская станция «Луна-Ресурс» («Луна-27») выполнила посадку, необходимо применить европейскую систему мягкой посадки. В настоящее время, между Европейским космическим агентством (ЕКА) и Роскосмосом, в правительстве идет чтения соответствующего соглашения. Это как раз такой момент, когда такие крупномасштабные проекты не могут выполнить страны в одиночку. Именно наши европейские партнёры поставят систему безопасной посадки.
Задача «Луны-Ресурс» - приземлиться на Южном полюсе Луны, пробурить скважину, выполнить забор грунта с последующей доставкой его на Землю. Установка криогенного глубинного бурения также будет предоставлена европейской компанией. Причем, бурильная установка и система посадки будет поставлена в рамках этого проекта на безвозмездной основе.
Иван Моисеев – руководитель московского космического клуба делает не особо оптимистичные выводы:
Программу разрабатывали давно. Ситуация поменялась. Неясно, зачем нужен этот корабль. Программу МКС собираются закрыть, а без не все остальные действия лишаются смысла: нет понятной программы, нет носителя для ее осуществления. Они опережают время, и возможно, это будет неосмотрительная трата денег. А что относится к планам полета на луну, то это на этапе разведения рук в воздухе. Для того, чтобы создать новую ракету, необходимо десяток лет нормальной работы.
Однако, все-таки радует присутствие в программе запусков трех автоматических станций. Если они пройдут удачно, то это можно считать возращение к фактически отсутствующей у нас науке (если не брать в расчет орбитальную обсерваторию). После этого можно вести разговоры о том, что Россия может изготавливать надежную технику и отправлять человека за околоземную орбиту.
Сейчас, надо выделить основные задачи: приведение в порядок весьма ненадежных технологий и научится выполнять работы в установленные сроки. Поэтому вполне возможно, что мы сможем полететь на Луну после 2020 года.