Всю неделю только и идут разговоры в Европе о «Южном потоке». Евросоюз похоже занервничал после решения России изменить направление прокладки газопровода, сменив Болгарию на Турцию. Еще недавно, ЕС выступая против строительства трубопровода, сейчас обвиняет Россию в шантаже, но одновременно, с этим срочно объявила о собрании стран-участниц «Южного потока» на уровне министров.
Еврокомиссия сейчас пытается оправдаться перед жителями стран, где должна была быть проложена Газпромом труба, которая бы гарантировала поставку газа без Украины. В Болгарии сейчас болезненно отнеслись к новости об отмене строительства, и обвиняют правительство в произошедшем.
9 декабря, на срочно собираемом саммите в Брюсселе, Еврокомиссия будет думать о том, что делать дальше. Причем, официальных приглашений, по сообщению РИА «Новости», Российская сторона – не получила.
Бойко Борисов – премьер-министр Болгарии:
9 декабря, министры энергетики ЕС на плановом совещании, будут обсуждать вопрос о соответствии «Южного потока» законам Евросоюза в части предоставлении доступа к магистральным газопроводам – другим компаниям. Надеюсь, что на этом совещании будут решены все эти вопросы, в том числе и Третий энергопакет.
Доводы Еврокомиссии с требованием остановить строительство «Южного потока», только по причине несоблюдения требований Третьего энергетического пакета, – звучат неубедительно. Всем понятны принципы разработки этих норм. Брюссель против того, чтобы добывала газ, была владельцем трубы и занималась прокачкой через нее – только одна компания. По Третьему энергетическому пакету – бизнесы должны быть разделены. Евросоюз конечно за то, чтобы на свои деньги, Газпром построил на территории ЕС – газотранспортную инфраструктуру, но на поставках газа, предлагает Газпрому поделить прибыль с его же конкурентами.
По сути, России был поставлен ультиматум, который куда более, чем явно выглядит как шантаж: если уступите часть мощностей другим операторам – разрешим строить трубу. Такой шантаж в Москве – не прошел.
Совсем не вяжется обвинение России в шантаже в отказе от проекта «Южного Потока», когда Газпром продолжает изыскивать варианты поставки газа в страны Европы, и готов по-прежнему заниматься инвестированием средств для избавления себя и Южной Европы от рисков транзита через Украину. Но теперь только – по измененному плану. Труба, вместо прямого направления из России в Болгарию, пойдет в газовый хаб на границу с Евросоюзом (Греция) – через Турцию.
После окончания строительства: через года два-три у Европы появиться возможность брать газ уже не на границе Украины. Вот только дальше Евросоюзу придется самому придумывать как его доставлять в европейские страны.
Весь этот шум, который подняли вокруг решения России, и обвинении в шантаже, только еще раз доказывают, что для самой Европы, проект «Южный поток» – крайне нужный и выгодный.
Свою обеспокоенность в связи с закрытием проекта высказали уже все страны-участницы. Так, Сербия и Болгария уже попросили проект реанимировать. Венгрия также, хоть и дружит с Украиной, но признает, что бесперебойные поставки газа – важнее, а в настоящих условиях, Украина не является достаточно надежной в этом вопросе.
Виктор Орбан – премьер министр страны:
Мы ищем для безопасной поставки газа – альтернативные возможности не связанные с Украиной. У нас превосходные отношения с Азербайджаном, но сейчас, после заявления России о закрытии «Южного пока», мы рассматриваем разные варианты.
В. Орбан явно намекает на проект газопровода TANAP, согласно которого, газ из Азербайджана через Астану и по газопроводу TAN – по европейской территории. Правда, этого газа будет не так много: 10 млрд. куб. м. в год, а первая поставка будет не раньше 2020 года. Причем, мощность трубы – 30 млрд. куб. м.
Стоит отметить, что азербайджанскому проекту, в отличии от «Южного потока» – сделали исключение, и нормы Третьего энергопакета сроком в 22 года на него – не распространяются. Газпром утверждал, что этого исключения – недостаточно. Поскольку газопровод OPAL, который является продолжением «Северного потока» и проходит по территории Германии, тоже вначале получил такое исключение, но затем его забрали. Теперь половина мощностей газопровода простаивает, поскольку Газпрому запретили их использовать. По этой причине, в Москве вели переговоры об отдельном соглашении по «Южному потоку», сходному с OPAL. Прилагалось выставить на аукцион половину мощностей газопровода. Логика понятна: по этим трубам прокачивать газ кроме Газпрома – некому.