Украинская мечта о замене российского газа своим сланцевым газом – разнесена в пух и прах. Американская компания «Chevron» отказалась от сланцевого проекта в западных областях Украины. На очереди нидерландско-британская – «Shell», которая занималась сланцевым газом на востоке страны. В Европе уже признались, что газпромовскому газу, сланцевый – не конкурент. Очередь в признании этого теперь – за Украиной.
По расчету Украинского правительства, промышленная добыча сланцевого газа должна была начаться в 2017 году при участии крупнейших инвесторов в нефтедобывающей сфере: «Chevron» и «Shell». Рассматривались два месторождения: Юзовское – на востоке и Олесское – на западе Украины. Соглашения компаний с Киевом о их совместной разработке были подписаны год назад, но к реальным работам так и не приступили.
15 декабря правительство Украины получило от корпорации «Chevron» уведомление о намерении закрыть проект по разработке газовых месторождений на Олесской территории (Ивано-Франковская и Львовская области).
На первом этапе по данному соглашению, планировалось в течении 2-3 лет инвестировать 350 млн. долларов на разведку и бурение скважин.
По прогнозам, ресурсы на данном месторождении оценивались в 2,99 трлн. куб. м. газа, а ежегодная добыча должна была составить 5-10 млрд. куб. м. Стоит заметить, что в 2013 году Украиной был закуплен рекордно низкий объем – 13 млрд. м. куб.
Корпорация «Shell» немного ранее заявила о проблемах по сланцевому проекту. Год назад между ней и Украиной было подписано «Соглашение о разделе продукции» от добычи на Юзовском месторождении, которое располагается в Харьковской и Донецкой области. В истории Украины это должен был быть крупнейший инвестпроект. Предполагались инвестиции от 10 до 50 млрд. долларов с объемами добычи несколько млрд. куб. м. газа год в течении 5-6 лет, и с наращиванием объемов через 10 лет более – 10 млрд. м. куб. газа.
Однако, полмесяца назад, руководство «Shell» заявило, что нужный и желаемый прогресс в разработке не достигнут, поскольку боевые действия на Донбассе этому препятствуют. Но уходить из страны – пока не планируют, и собираются продолжать работы в Харьковской области.
Также, есть вероятность, что «Shell», также, как и «Chevron» могут разорвать инвестиционное соглашение с Украиной по причине нерентабельности добычи.
В «Chevron» официально не пояснили причины выхода из проекта, но по неофициальной информации, причиной стало повышение Минфином Украины платы в два раза за пользование недрами при добыче полезных ископаемых. По утверждению источника «Интерфакс-Украина», подписание соглашения при таких условиях выглядит вообще нереально.
Формальный поводом называют невыполнение правительством Украины (министерством финансов) взятых на себя обязательств в части приведения нормативных актов в соответствии с законодательством Украины.
Дмитрий Кипа – руководитель аналитического отдела «QBFinance»:
«Shell» и «Chevron» понимая, что у правительства Украины нет денег и в ближайшее время не предвидится, – выходят из проекта. Тем более, нахождение страны в состоянии войны, делают добычу газа очень рискованным предприятием.
Андрей Люшин – заместитель председателя правления «Локо-Банка»:
Решающим фактором отказа «Chevron» от разработок сланцевых месторождений стало сильное снижение в мире цен на нефть, поскольку при цене в 75 долларов за баррель это становиться нерентабельным.
Иван Андриевский – первый вице-премьер Российского союза инженеров:
В дополнение к снижающейся цене на нефть, когда добыча газа становится невыгодной, добавляется еще неизвестность о его реальных объемах на Украине. Польша также в свае время рассчитывала, что на ее территории начнут добывать сланцевый газ иностранные компании. Однако после того, как пробурили несколько скважин и дав оценку перспективе добычи, зарубежные компании проект – прикрыли. Стоит заметить, что Олесская площадь является частью Польского месторождения. Поэтому существуют высокие риски невозврата вложенных инвестиций в данный украинский проект.
Виктор Медведчук – лидер общественного движения «Украинский выбор»:
Впрочем, жители Украины теперь могут вздохнуть спокойно: ведь если бы был реализован проект по сланцевому газу, то в стране начались бы такие проблемы, после которых энергетическая независимость отодвинулась на второй план.
С точки зрения окружающей среды, добыча сланцевого газа – очень грязная технология, поскольку в землю закачивается очень большое количество воды, в которой разведена агрессивная химия. При выполнении проекта, окружающей среде был бы нанесен непоправимый ущерб, что также вызвало протесты населения.
Во Франции полностью запрещены проекты по добыче сланцевого газа из-за угрозы экологической катастрофы. Болгария стала – второй страной, принявшей такое решение.
В США вопрос добычи сланцевого газа и экологии – остро не стоит, поскольку сланцевые породы находятся в малонаселенных, и в основном – в пустынных районах. Для европейских государств, с большой плотностью населения, где пытаются использовать каждый участок земли, экологический риск при применении технологии гидроразрыва – значительно выше.
В Евросоюзе признали, что сланцевый газ не освободит Европейские государства от зависимости энергоресурсов России.
Украинское правительства должно признать это и вместо мечтаний, - заняться решением существующих энергетических проблем.