Дмитрий Ежов, политтехнолог, политолог выссказывает свою точку зрения
С разной периодичностью мне приходится выступать перед разными молодыми журналистами, в рамках, опять-таки, разных общественных и образовательных программ. В большинстве своём, из эгоистических побуждений, - на региональном уровне с кадрами всё гораздо сложнее. Всё реже видишь реальную способность делать какой-либо продукт, и всё чаще – неадекватное самомнение.
Этим летом, в рамках одной из школ журналистики, я делал семинар и выступал перед учащимися старших классов. Очень удивился: школьники (!) абсолютно уверены в своей способности начать работать прямо сейчас. Быть настоящим, крутым «профессионалом». Мол, - «Приду, сниму сенсацию на свой телефон, потом закину на youtube, получу миллион просмотров. И всё это – пока вы тут будете париться». И это не так невинно, как может казаться. Это скорее горько. Помните мультик «Валл-И»? Мы всё более становимся на тех самых бездарных обездвиженных пассажиров. Вот только созданный нашими талантливыми предками, обеспечивающий нам комфорт космический корабль, уже давно трещит по швам и сыплется всей своей инфраструктурой.
Понятие «профессионал» сегодня всё чаще становится просто химерой, мемом, частью нашего всё больше и больше разлагающегося на части мира. Любая попытка реализации «профессионала» как специалиста, локализованного непосредственно одной сферой, в самом корне провальна. Это почти секта «профессионалов» из какой-то «Бизнес-молодости», к примеру, будет гордиться своим «успешным» воспитанником, который додумается продавать фантики от жвачки. В итоге «профессионализм» - это всё чаще прибежище дилетантов, профанов, которые сбиваются в секту и прячутся от многообразия, которое так и не было познано ими, и потому пугающего мира в рамках стандартного набора базовых компетенций и навыков, а также одного прочитанного учебника. «Профессионал» - всего лишь часть простой схемы, взращиваемой современностью: побыл на работе «профессионалом» - потом в Ашан – потом на Трансфоремров.
Этот мем – только лишь антропологический аспект фрагментации, общего процесса упрощения, и в итоге – деградации и разложения. Нет такой ценности как «профессионализм». Стремление к повышению компетенции, стремление к профессионализму – это то, что всегда необходимым образом содержит движение к развитию, развитию человека во всей совокупности любых его проявлений. Любое сокращение объёмов классического гуманитарного образования, любое направление к «профессионализации», к фрагментации – это цельный путь к дальнейшей деградации общества. В целом. Это дорога к гибели страны, к пропасти.
В древнем Китае чиновники были обязаны регулярно сдавать серьёзные экзамены, по чёткому графику. На них проверялся общий уровень знаний обязательного гуманитарного круга. Говоря проще, условно, служащий был обязан знать наизусть несколько стихотворений Мандельштама, а министр никогда не стал бы министром, если бы не цитировал в подлиннике Шекспира, и был бы не способен говорить на темы современной философии. Отчётливо вспоминается история, рассказанная журналом «Сноб», когда бизнесмен Фридман, еженедельно посещающий книжный магазин, и читающий художественную литературу, на недоумённый вопрос журналиста о том, как ему хватает времени на всё, ответил: я работаю с людьми, и самое важное – знать их. История из нашей плоскости.
Строго говоря, «профессионал» - это всего лишь проекция умного человека, развитого на конкретную сферу деятельности. Талантливый человек и окоп выкопает качественнее и быстрее. Это тоже правда.
Уже давно вместо стандартных резюме я прошу о молодёжи простую ссылку на их страницу Вконтакте. Достаточно посмотреть на то, что человек слушает и читает, для того, чтобы стало понятно, каков объём личности, какой реальный потенциал и акцентуации. Я с завистью размышляю о дореволюционной системе образования, когда преподавали классические мёртвые языки. Сколько же пришлось продумать, прожить, прочитать, чтобы только сейчас суметь понять, насколько сильно не хватает знания древнегреческого.
А школьникам я тогда летом сказал: не спешите снимать и писать. Спешите смотреть и читать. Чтобы что-то чувствовать и страдать, чтобы через это понимать и видеть. Но, боюсь, они меня не послушали.