ГлавнаяМненияОбразование и наукаКурсы ораторского мастерства: будущее

Курсы ораторского мастерства: будущее

Умение говорить стало цениться с тех пор, как мы слезли с деревьев и взяли в руки палку-копалку. Собственно, если считать ораторское искусство профессией, то профессия «оратор» - это древнейшая профессия, как бы там кому ни казалось иначе. Говорить, говорить красиво и убедительно, говорить так, чтобы за тобой пошли и тебя слушались, этого хочется всем. Но не всем дано с рождения.

Так что приходится учиться.

Если посмотреть на то, что предлагают курсы ораторского мастерства то может создаться впечатление об их буйном разнообразии. Это впечатление ложное. Да, как будто есть ораторские школы, которые предлагают работу с письменной речью, а есть те, кто работают с устной. Есть школы, которые делают акцент на произношении и дикции, а есть те, кто ставят жесты. Есть те, кому интересно придумывать аргументы, а есть другие, которые прививают своим студентам психологическую уверенность и харизму.

Всё прекрасно. Но это только с первого взгляда, со взгляда на рекламные буклеты и завлекательные предложения. Разве по рекламе можно понять, каким оратором ты станешь, пройдя курс обучения? Да что говорить, на любых нормальных курсах этого понять нельзя даже после первого, часто бесплатного, занятия. Как раз потому, что оно тоже рекламное. Смотреть надо не на рекламу, а на студентов. Потому что именно итоговый продукт является визитной карточкой ораторской школы и ораторских курсов, а итоговый продукт – это люди.

Найти этих людей лишь чуточку сложнее, чем программы курсов. Сами ораторские школы вывешивают на YouTube итоговые выступления своих выпускников. Глядя на них, становится страшно. Потому что все выступают одинаково. Одинаковая структура, одинаковые приёмы, одинаковые жесты, одинаковые словесные обороты, улыбки, интонации, аргументы. Заметьте, они все выступают хорошо. Там нет провалов, выпускник курсов риторики лучше не-выпускника курсов риторики, это очевидно. Но почему же они так все похожи друг на друга?

Может быть потому, что все занимаются по одним методичкам? Или потому что преподаются наиболее очевидные и работающие вещи, применение которых и делает всех одинаковыми? Как бы то ни было в похожести ораторов заключен главный недостаток ораторских курсов и в стремлении развивать индивидуальность своих клиентов должно заключаться их будущее.

Будущее риторики в акценте на личности, на особенностях и отличиях одного студента от другого. Будущее риторики не в том, чтобы создавать в месяц по тысячи одинаковых менеджеров-ораторов, а в том, чтобы создавать пять (десять, пятьдесят) уникальных и неповторимых риторов. Которые будут отличаться от всех тех, кто за какой-нибудь месяц научился «искусству презентации».

Будущее риторики в индивидуальных занятиях, длительном процессе обучения, в очень высоких ценах и в элитарности. Будущее риторики в её прошлом.

Проанализируйте сами предлагаемые курсы ораторского мастерства и посмотрите, есть ли в них потенциал для этого будущего. Кажется, что нет. Но это будущее просматривается как раз в самом факте существования ораторских школ, которые выпускают одинаковых оратоботов – как только их станет много, как только все научатся минимальному набору ораторских приёмов, нужно будет как-то выделяться на их фоне. Индивидуальность, как следствие глубокого погружения в риторику, будет лучшим для этого средством.

Курсы ораторского мастерства: будущее
Анна Тимофеева Объективный взгляд на актуальные вопросы