Прогноз пятилетней давности начинает сбываться: объемы лизинга а России растут, а автокредитования падают.Пять лет назад, в 2009 году представители «ОТП Банка» заявляли о том, что вскоре традиционные автокредиты будут заменены лизингом. Возможность получать кредиты по более низкой ставке – основное достоинство лизинга перед обычным автокредитованием. К сожалению, того же нельзя сказать о страховании лизингового транспорта. От обычного автокаско дешевизной лизинговое страхование не отличается.
Однако прогнозы банкиров, не смотря на существенные затраты по страхования лизингового имущества, начинают сбываться. Так, российский автолизинговый оператора «Каркаде» заявил в январе 2015 года о передаче очередного автомобиля luxury-сегмента (BMW 760Li) в долгосрочную финансовую аренду физическому лицу.
Рядовые россияне все активнее интересуются возможностью заменить автокредит лизингом. Сбербанк России в декабре приостановил выдачу автокредитов и ипотеки. Это также подтолкнуло граждан к поискам альтернативы банковскому автокредитованию.
При покупке в лизинг ТС остается в собственности лизингодателя. Таким образом, снижаются его риски. Отсюда и меньшая процентная ставка по финансовой аренде. Чем меньше риски – тем меньше проценты. К тому же, все налоги и сборы за транспортное средство (ТС) платит собственник. Для лизингополучателя это дополнительное преимущество, хотя, как правило, все платы включены в стоимость договора лизинга.
Страхование лизингового транспорта
Автогражданка на лизинговый автомобиль дороже. Связано это с тем, что собственником выступает, чаще всего, юридическое лицо, а ОСАГО калькулятор РСА в этом случае предусматривает повышенную базовую ставку тарифа.
Даже если страхователем будет выступать гражданин РФ или иного государства, цена страховки останется «юридической». Таковы нормы закона «Об ОСАГО». Калькулятор «РСА» неумолим. Только после выплаты последнего взноса и переоформления ТС на частное лицо «автогражданка» подешевеет.
Автокаско
Закон «О лизинге» (в отличие от закона «Об ипотеке») не обязывает стороны заключать страховой договор. Поэтому формально без каско при покупке ТС в лизинг можно обойтись. Однако на практике такого не происходит. Лизингодатель требует заключения договора автострахования в обязательном порядке или включает его цену в стоимость передаваемого в лизинг ТС.
В 2014 году цена полиса добровольного автострахования в России резко возросла. Полноценное каско дешево уже не купить. По мнению экспертов, это тормозит объемы и лизинга и автокредитования в России. Положение дел необходимо менять.
Однако высокие цены на каско имеют объективные причины. В первую очередь, из-за высокой цены иностранной валюты, а, следовательно, импортных транспортных средств и запчастей для них. Пока эту ситуацию не удастся переломить, купить каско дешево не получится, что будет тормозить рынки лизинга и автокредитования.
Вторым фактором, позволяющим существенно сократить затраты на автокаско, является введение франшизы в договор страхования со второго года действия соглашения о лизинге или автокредите. Ведь, определенный объем средств уже получен заинтересованной стороной, и страхование ТС на полную его рыночную стоимость не имеет большого значения. К сожалению, данное предложение пока не нашло отклика среди банков и лизинговых операторов.
Сублизинг
Еще одним преимуществом лизинга в сравнении с автокредитом является возможность передачи ТС в сублизинг. В случае финансовых затруднений лизингополучатель может быстро передать свои обязательства и транспортное средство другому лицу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ 14 марта 2014 года сделал эту процедуры полностью безопасной для получателя сублизинга. Своим постановлением Пленум ВАС РФ признал неотъемлемое право сублизингополучателя на имущество, переданное в финансовую аренду, если были выполнены все обязательства перед сублизингодателем, а тот в свою очередь обязательств перед лизингодателем не исполнил.