Единый фронт

Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений и его точка зрения на протесты

Из всего множества различных протестных выступлений, которые в последнее время прошли в Европе, особенно хочется выделить два. И эти два чрезвычайно показательны.

Не далее, как в ноябре месяце, правящие круги Евросоюза наблюдали за самыми различными общественными выступлениями. По странам, входящим в юг Евросоюза, прокатилось множество общенациональных стычек, прошли демонстрации и митинги. Даже дошло дело до столкновений с правоохранительными органами. Наиболее крупными стали столкновения в Мадриде, где стражи порядка практически атаковали протестантов. Немного спокойнее акции прошли в северных странах еврозоны. На всём этом фоне в борьбе возникло нечто новое, благодаря бастующим против неолиберализма европейским трудящимся, агитирующим за отделение Каталонии от Испании. И, конечно же, митинг в Праге.

Достаточное количество жителей Каталонии поддержали и продолжают поддерживать идею отделения. Потому, что никто не хочет «жёсткой экономии». Эти жители уже убедились в том, что она означает перманентное ухудшение жизни. Но эта политика проводится не только по воле Мадрида, но и в полном соответствии с волей Евросоюза. И именно в этом заключается главная ловушка возможного отделения Каталонии. Для того, чтобы избавиться от диктата МВР и Евросоюза, выхода из состава Испании будет недостаточно. Однако, выход из еврозоны означает крупные проблемы, вплоть до какой-либо экономической блокады, и националисты, входящие в состав руководства Каталонии, вряд ли сумеют на это решиться. Избиратели же, понимая, что отделение региона является настоящей угрозой, в свою очередь, не решаться за него проголосовать. Но независимо от конечных результатов предстоящего референдума, он всё равно останется очень чётким проявлением кризиса ЕС как интеграционного проекта. Этот тот самый аспект, которым так важна постановка вопроса об отделении.

Если нельзя вырваться из пут политики в рамках старых стран и создать новые, - это и есть «бумажный» каталонский протест, заявление творцам Евросоюза. Отделение – это всего лишь бегство, оно не может решить проблемы кризиса, особенно учитывая тот факт, что никто не отпустит Каталонию далеко. Сама угроза отделения этого региона (который, к слову, самый индивидуально развитый в Испании) указывает лишний раз на то, что ЕС несёт югу страны только лишь разрушение, которое, собственно, и порождает сепаратизм.

Вторым важным протестом ноября в Европе стала Чехия. Мне много раз приходилось слышать о том, что самая скучная страна в Европе – это как раз Чехия, а жители её ведут буквально растительный образ жизни: не интересуются политикой, заняты только бытовыми мелочами и работой. Вот только подобные рассуждения сильно преувеличены. Ровно так были преувеличением речи чиновников данной страны о том, что Чехия не будет затронута кризисов. Да, в Чехии много проблем, и недавние протесты стали ещё одним тому доказательством.

17 ноября, в центре Праги, на Варшавской площади, собралось непривычно много людей. Акции подобного типа имели место и в других местах страны. Профсоюзы и гражданская платформа «Стоп правительству» призвали жителей Чехии к этому протесту. И участие в нём приняли как минимум 25 тысяч человек. Что они требовали? – Отставки правительства и досрочных парламентских выборов. Причина этого выступления была необычайно проста: неолиберальная экономическая политика, которая проводится, разумеется, в интересах богатого слоя населения, не нравится обычным людям. Вот трудящиеся и вышли, как уже делали это весной.

В апреле этого года в Праге прошла демонстрация – марш из 120 тысяч по-настоящему недовольных жителей из «самой тихой» страны ЕС. Проблема заключается в том, что Чехия, вопреки всем обещаниям властей, не осталась в стороне от кризиса. И в это же время, в трудной ситуации правящий класс решил использовать момент, и проводить непопулярные реформы, которые ещё больше ухудшили положение трудящихся. В конечном итоге всё больше и больше чехов начинают вспоминать советское прошлое. Такие речи звучали и на субботнем митинге. А Евросоюз, между тем, требует от Чехии (впрочем, как и от других стран) более «бережной» политики. От населения требуется молча затянуть пояса. От правительства требуется не идти на уступки населению, а удешевить местную рабочую силу. Такой курс проводится по всему Евросоюзу, и его плоды можно увидеть в Португалии, Испании, Греции. Будет хорошо, если как можно больше чехов поймут, что им готовят. Возможно, тогда уже никто не назовёт эту страну самым тихим местом. Но, вероятно, к тому времени начнёт бурлить уже весь север Еврозоны. Накопление проблем в экономике Германии неизбежно повлечёт за собой спад в Австрии и Польше.

Ещё совсем чуть-чуть, и в Европейском союзе сложится единый фронт…  Но единый фронт не протестующих граждан, а единый фронт падающих экономик. Протесты будут продолжать отражать полный тупик – как экономической политики Евросоюза, так и проекта «объединения» Европы в целом. Позиции кризиса в ЕС становятся более сильными, а правительства стран помогают ему всем, чем могут.

Единый фронт
Виктор Самохвалов Объективный взгляд на актуальные вопросы