Идею о разрешении торговли сигаретами в газетных киосках, официально поддержало Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Желание реализовать это предложение обусловлено поддержанием выживания не только многих киосков, но и печатных изданий. Между там, стоит отметить, что данные послабления могут негативно сказаться на позитивной тенденции по ограничению рекламы и торговли сигаретами.
Алексей Волин – заместитель главы Минкомсвязи:
Предложение по возращению торговли табачной продукции в газетные киоски, с целью поддержания розничной сети по распространению печатных изданий, - выдвинул экспертный совет региональной прессы при министерстве. Мы готовы обратиться в Минпромторг с предложением по изменению правил нестационарной торговли, для внесения соответствующих поправок.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента в эфире «Эхо Москвы»:
С вопросом, о том, чтобы вернуть киоскам право торговли табачной продукции, - обратились главные редакторы федеральных СМИ. Журналисты, в своем письме высказали предложение о возращении рекламы алкоголя и о снятии ограничений на рекламу на биологически активные добавки, с фиксацией цены не бумаге. Одно из предложений – торговля сигаретами, без выставления их на прилавок, как это делают в других торговых точках.
Мы данный на вопрос обратили внимание, и будем рассматривать целесообразность этого, и прорабатывать возможные варианты поддержки. Если будет сделан вывод о возможности приятия каких-то мер, то по ним будут определяться поручения. Однако, проработка будет идти только по линии правительства. На возращение рекламы алкоголя и табака есть противоположные точки зрения, и до появления вывода в СМИ, надо найти «золотую середину». Одна сторона медали, это – экономическая обоснованность в существующих кризисных условиях, а другая, – морально-нравственная составляющая и последствия этих изменений. Статистика приводит данные о том, что исключив такую рекламу, в стране сократилось потребление алкоголя и табака.
Павел Гусев – председатель Союза журналистов Москвы:
Если сохраниться нынешняя ситуация, то к концу года, - прекратит свое существование около 20% изданий. Это можно прогнозировать по происходящей тенденции закрытия киосков. Так уже за прошедшие полтора года, ликвидировано 40% киосков по распространению прессы. Это можно назвать системным уничтожением печатных СМИ. Налоговые поправки, принятые Госдумой, по отдельным регионам, уничтожили малый бизнес на 60%. Эти поправки были основой для дохода от рекламы в печатных (газетных) изданиях. Еще 25% рекламного рынка было потеряно после того, как запретили публикации по БАДам. А дальше что? Пиво сейчас – вернули. Мы обращались – ну выйдите на разговор с нами, выслушайте медиарынок. Нас, никто – не слышит.
Евгений Брюн – главный нарколог Министерства здравоохранения:
Это – не в мой компетенции: возражать или поддержать инициативу, но надо понимать, что доступность наркотика увеличивает количество потребителей.
Сейчас можно констатировать, что антитабачная компания помогла снизить курящих в Росси на 16-17%. Это – не только ограничение продажи табачной продукции, это – весь комплекс принятых мер. Сложно выделить одну составляющую, но ограничение в доступности, наглядности и ограничения разрешенных мест для курения – привело к положительному результату.
По отношении к киоскам, то даже если сигареты не будут выставлены на витрину, через сутки уже все будут знать, что там их можно будет приобрести. Обмануть народ – нельзя. Здесь надо выработать стройную политику: или мы зачисляем подобное к легальным наркотикам, и занимаемся свободной продажей, или – не совсем легальный, и в этом случае – прячем.
Данные ограничительные меры рассчитаны в большей степени на 10-летних и младше: меньше доступность, меньше будут курить. Не буду судить о том, насколько окажет влияние продажа сигарет в киосках, но если ребенок будет знать, что везде продаются сигареты, то это для него будет интересно.
Михаил Аншаков – председатель Общества защиты прав потребителей:
Я явлюсь противником табака, но с тем, что-то надо делать, я – согласен: или вернуть в киоски торговлю сигаретами, или начать их поддерживать. Фактически, надо начинать оказывать поддержку всему малому бизнесу, который по сути – умирает из-за строительства все новых торговых центров.
Надо обратить внимание на то недовольство, которое высказывают люди по поводу малого количества доступных магазинов: негде купить пива, сигарет и фруктов, изготовить ключи и отремонтировать обувь. Многие павильоны в отдаленных районах посносили, а в тех единичных, которые есть – цены сильно взвинчены. Очень большое напряжение, вызывает снос малого бизнеса, и от очень многих потребителей по этому поводу – поступают жалобы.
В России в последнее время, регулярно обсуждается законодательство относительно табака. Так, 22 января, группа депутатов решила выступить с предложением о разрешении курения в барах и поездах: на время проведения футбольного чемпионата 2018 года.
Осенью, поступило предложение о запрете курения в надземных и поземных переходач, и на остановках общественного транспорта. А в августе, - предложили более жестко начать контролировать деятельность табачных компаний.
Антитабачный закон действует в России с 1июня 2013 года, полный запрет на рекламу курительных принадлежностей и табака, а также увеличения штрафов за курение табачных изделий в общественных местах – с 15 ноября 2013 года.