ГлавнаяМненияФинансовые услугиВо фраке белом

Во фраке белом

 

Михаил Хазин, президент компании экономического консультирования «Неокон», российский экономист, рассуждает о близкой ему по духу теме

Сегодня в Евросоюзе получила начало новая волна экономического оптимизма. Наиболее просто и понятно её содержание объяснил Мишель Барнье ещё в середине ноября, отвечающий в Еврокомиссии за вопросы внутреннего рынка и экономики. Он давал интервью журналистам после седьмого заседания «Диалога ЕС – Россия в финансовой и макроэкономической сфере».

«Уже в следующем году в странах ЕС возобновится экономический рост, - рассказал он. – Мы уже перевалили через все пиковые величины кризиса, однако к перспективам нужно подходить осторожно, но проявляя решимость. Сейчас мы уже можем сказать о том, что определённые тенденции к возобновлению роста должны проявиться в 2013 году, и консолидироваться в 2014».

Далее он дал некоторые объяснения, без которых такое заявление выглядело бы слишком голословным. Барнье считает, что наблюдаемый в Евросоюзе сбой в экономическом росте, вызван совокупностью кризисов – долгового кризиса в Европе и финансового, который задел большинство стран мира. Впрочем, такое объяснение тоже никуда не годиться, я не первый раз объясняя почему. Но скажу ещё раз, только кратко.

Проблемы Евросоюза заключаются не в долгах, с которыми можно разобраться. Проблема в том, что уже никак нельзя создавать новые долги. А именно создание новых долгов было прямым источником повышения уровня жизни населения. Если новых долгов нет – уровень жизни будет падать. Сегодня прекращение этой схемы вызывает не всего лишь спад уровня жизни, а спад катастрофический, куда более сильный, нежели во времена Великой депрессии (30-е годы XXвека). А тогда, как вы помните, безработица в самых крупных странах Западной Европы превышала 40%...

Безусловно, все понимают, что сказать о подобном спаде не представляется возможным, вот политики и молчат. Но зачем говорить о росте? Барнье только начал, но и другие подхватили! И вот на это у меня имеется кое-какое объяснение. Оно состоит из нескольких пунктов. Во-первых, по той причине, что европейские политики ни за что не отвечают по определению, они могут ссылаться только на экономическую науку. Которая в Евросоюзе, как и во всём мире, преимущественно состоит из экономиксистов.

Во-вторых, экономиксисты кризиса не видят в принципе, поскольку их идеологические догмы не совпадают с его причинами. И говорят о том, что «системных», «объективных» причин этого кризиса нет. И при этом они продолжают очень жёстко отстаивать свою монополию на экономическую истину, тратят колоссальные силы на то, чтобы не был услышан голос альтернативных экономических школ. Безусловно, по мере развития кризиса они начинают всё больше и больше себя проявлять, однако пока что не произошло перехода количества в качество.

В-третьих, из слов экономиксистов делают выводы политики – если причин для кризиса нет, то должен начаться рост. Это естественный вывод, очень ложащийся на душу политиков, которым уже несколько неудобно становится перед избирателями. Избирателями, которые начинают раздражаться по поводу постоянного падения уровня жизни.

А в-четвёртых экономиксисты оставляют себе пути отхода. Эти пути состоят в том, что отсутствие системных причин для продолжения кризиса совершенно не означает, что не могут произойти какого-либо рода неожиданные сложности. Ну, скажем, цунами, землетрясение, ещё что-то такое.

Их же никак нельзя предсказать, скажете вы! Так, да не совсем. В мире всегда что-то происходит, главное – это правильный пиар. Хотя, разумеется, тут могут быть проблемы – не каждый американский обыватель поверит в то, что его проблемы берут начало из-за землетрясения в Индийском океане.  А вот пресловутый «фиксальный обрыв» в США стал для экономиксистов настоящим счастье.

Ведь уже не важно, в чём именно он состоит, каковы его масштаб и природа. Главное, что удалось найти внешний фактор, на который получится списать все трудности. Теперь экономиксисты на голубом глазу станут объяснять, что всё заключается не в их правильной экономиксисткой науке, которая предсказывала рост, а исключительно в американских политиках. Они не смогли договориться, а потому… Потому… В общем, не будет никакого роста, пока не пройдут последствия «обрыва», и наука не имеет к этому никакого отношения!

Политики, конечно же, поняли эту логику (само собой, такая отмазка!) и начали пиар этой проблемы обрыва. И ругать-то их за это не получится: они занимаются вполне понятным делом – спасают собственную шкуру.

Все с энтузиазмом обсуждают проблему американского обрыва, доводя её до того уровня узнаваемости, что уже не имеет значения, как всё закончится. Можно свалить на это всё что угодно, падение экономики в том числе. А экономиксисты и политики вновь будут во фраке белом. Восхитимся такой работой!

Ну а пока обрыв не произошёл, можно добавить нотку оптимизма и пообещать экономический рост. Причина, на которую можно будет свалить его отсутствие, уже готова. До Нового Года нам гарантировано продолжение приступа оптимизма. А там – видно будет!

Во фраке белом
Анна Тимофеева Объективный взгляд на актуальные вопросы