К идее создания Энергетического союза в Европе, направленный против Газпрома – европейские структуры относятся все с большим одобрением. Еврокомиссия желает заставить страны Евросоюза выполнять подписание газовых контрактов только после того, как их согласует регулятор. Кроме того, у Брюсселя есть планы по взятию под свое управление закупку топлива из России.
На саммите руководителей государств Евросоюза, - европейский совет высказал одобрение по вопросу создания Энергетического союза в Европе.
Дональд Туск – председатель Европейского совета:
Подобное объединение имеет немалый потенциал, и благодаря ему, можно ожидать коренное изменение ситуации в Европе, с гарантией получения всеми стабильной и дешевой энергии.
Европейский совет поддерживает увеличение газового рынка Европейского союза, цель которого – запретить поставщикам злоупотреблять своей позицией, и чтобы у них, не было возможности сокращать энергобезопасность ЕС, и нарушать законодательство Евросоюза.
В сущности, Евросовет подтвердил одобрение по созданию механизма, согласно которого, все контракты на импортируемый газ в страны Евросюза должны согласовываться. А энергетический союз имел права по проверке и согласованию договоров отдельных предприятий, работающих с Газпромом, до того, как они будут подписаны. Основная цель Евросоюза –уменьшить цены на энергоносители и снизить зависимость от их российских поставок.
Зигмар Габриэль – министр экономики Германии:
Частным энергетическим компаниям не нравится такой подход, и они выступают против того, чтобы Еврокомиссия проверяла их газовые договора, поскольку они являются коммерческой тайной при свободной конкуренции. А проведение совместных переговоров (от лица всех стран – членов Евросоюза), могут быть только как исключение.
Но Дональд Туск, для продвижения антироссийской идеи о Энергетическим союзе, создает образ «Газпрома» как мифического противника ЕС.
По результатам первого дня саммита стран Евросоюза, Туск высказался:
С основным нашим поставщиком – Россией, большое количество контрактов подписаны более, чем на 20 лет, что подрывает стабильность рынка и нашу энергобезопасность.
Константин Симонов – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:
Сейчас идет активное вмешательство ЕК в политику работы бизнес-компаний, и даже проводятся обыски. При подготовки Еврокомиссией материалов по антимонопольному преследованию «Газпрома», у европейских партнеров, под ее руководством – были проведены обыски.
Я не сомневаюсь, что в конце концов Энергетический союз всеми структурами Евросоюза – будет принят. Суть заключается даже, не в самой проверке Еврокомиссией контрактов, а в результате, того, к чему Еврокомиссия – стремиться. Туск, еще находясь на посту министра Польши, выдвигал идею о покупке Брюсселем для всей Европы газа, с последующим его распределением по странам Европы, исходя из их потребностей. Сейчас делается первый шаг по воплощении в жизнь этой идеи, через Энергетический пакет.
Сегодня коммерческие газовые контракты, под контролем у Брюсселя, а завтра он заявит: «Мы являемся единой Европой и отдельные контракты нам – не нужны. Правильней будет, если газ будет покупать Брюссель, а затем выполнять распределение по Европе. Если учесть, что строительство между странами газопроводов (интерконнекторов) ведет Брюссель, поскольку Третий энергопакет запрещает газовым компаниям владеть газопроводами, то надо, чтобы с «Газпромом» заключал контракты только Брюссель. В этом случае, Брюссель с твердой позицией будет прижимать к ногтю всех продавцов газа. А то, «Газпром» - монополист, и издевается над Европой. Надо сделать монополию по покупателю, и тогда мы придавим этот «Газпром»
Однако, по сути, это – плановая экономика при социализме. Брюссель в этом случае становиться газовым Госпланом. Подобное может полностью разрушить рынок и основы конкуренции, что будет являться социалистическим газовым распределением, а это может угрожать не столько «Газпрому», сколько европейскому газовому рынку.
То, что «Газпром» не один десяток лет находится окружении недружественной Европы, мы уже привыкли, а поскольку альтернативного газа на европейском рынке, пока нет, то это – не страшно.
На газовом рынке Евросоюза, доля «Газпрома», составляет 39%, которая не является монопольной. Некоторые рынки Восточной Европы имеют являются 100%-ми потребителями (например, Словакия, Болгария). Это не является виной «Газпрома», поскольку другого газа там просто – нет.
Газ из Азербайджана, будет в Европе не ранее 2020 года, да и то количество – довольно небольшое: 10 млрд. куб.м. в год, тогда как «Газпром» поставляет – около 115 млрд. куб. м. в год. Пока не будут сняты с Ирана санкции, газа оттуда тоже пока – не будет, да и конкурировать Тегеран вряд ли станет, исходя из происходящего сближения с Москвой.
Реальными конкурентами мог бы стать Ближний Восток и США с их сниженным газом. Но, в США существует запрет на экспорт газа вообще, кроме некоторого количества для азиатских рынков. Помимо этого, необходимо строить на побережье терминалы для приема сжиженного газа. Это является довольно невыгодным направлением, тем более, газ из России – значительно дешевле.