ГлавнаяМненияГосударство и властьИсточник счастья

Источник счастья

 

Ева Ланска, общественный деятель, писательница делится своей точкой зрения на запрет усыновления российских детей

В последние дни появилась одна главная тема – это обсуждение закона, который запрещает гражданам Америки усыновлять российских детей. Эта тема крайне тяжела для обсуждения, поскольку и противники, и сторонники закона предпочитают выплёскивать свои эмоции, вместо того, чтобы аргументировано и спокойно изучать вопрос. Это, в принципе, объяснимо и понятно – когда ребёнку плохо, нормальный человек не может остаться равнодушным. Увы, но чувствительность общества к проблемам детей, в последнее время становится ничем иным, как удобным и эффективным инструментом для манипулирования людьми. Недавний закон не стал исключением.

Дима Яковлев, именем которого и назвали закон, погиб в 2008 году из-за невнимательности своего приёмного отца. А четырьмя годами ранее газета ChicagoTribuneна основании статистики сообщила, что начиная с 1996 года в США убиты как минимум 12 детей, усыновлённых в России. Если уж наши депутаты настолько озабочены судьбами усыновлённых сирот, то почему не приняли этот закон в те годы? Да и статистика смертей приёмных детей в Российской Федерации гораздо более печальна, поэтому трудно поверить, что депутаты внезапно озаботились детскими судьбами. Тем более, что по времени этот закон проект очень совпадает с принятием «Закона Магнитского» - это что-то вроде нашего ответа США. Совершенно безнравственно делать судьбы сирот разменной монетой в политической игре, популярности России это не прибавит.

Рассматривая вопрос с другой стороны, можно понять людей, которые опасаются «зелёного коридора», предоставляемого иностранным усыновителям. Отдавать детей в чужие руки по принципу «с глаз долой, из сердца вон» нельзя. Для чего ищут приёмные семьи? – Для того, чтобы ребёнку там было лучше, чем в интернате, но никак не для того, чтобы приёмные родители проламывали голову за какую-либо провинность или морили голодом. А в США происходили и такие случаи.
Поэтому Россия должна иметь возможность в любой момент проверять, как к её гражданам относятся иностранные усыновители – они разобрали их на органы или окружили заботой и любовью. Без подписания двустороннего соглашения об усыновлении между США и РФ такой контроль невозможен, поэтому некоторые ограничения вполне уместны. И, конечно же, стоит обратить внимание американских властей на то, что законодательство в отношении недобросовестных родителей, слишком уж мягкое. Закреплять отношения юридически – это общепринятая международная норма. Давайте не будем забывать, что мы живём в цивилизованном мире, а не на невольничьем рынке, где покупатель живого товара будет диктовать правила.

За обсуждением юридических и нравственных сторон не стоит забывать о главном – о маленьких инвалидах и сиротах, которые с надеждой встречают любого взрослого человека, который перешагивает порог интерната. Для них должно трудиться чиновники и писаться законы, для того, чтобы облегчить их судьбу. Молодёжные объединения, вместо того, чтобы пикетировать американское посольство, должны им помогать. Необходима какая-либо электронная база о детях, которые содержатся в российских интернатах. И пусть она будет доступна всем нашим жителям, пусть именно наши граждане получают преимущество в усыновлении. С составлением такой базы могли бы помочь волонтёры, общественные организации. Государство могло бы предоставить средства для создания службы, которая помогала бы родителям и детям найти друг друга. Если бы власть пошла навстречу бизнесу, который осуществляет благотворительные программы помощи детским домам и интернатам, это помогло бы сиротам намного больше, нежели мнимая забота за счёт подобного закона.

Вспоминается история. Одна знакомая рассказала, что самое яркое ёё впечатление после недолгого проживания в Вашингтоне – это семья дипломата, которая жила по соседству. Вернее, их приёмный сын с синдромом Дауна. Они по очереди носили его на руках, нянчились с ним. Когда он плакал, терпеливо и нежно успокаивали. А однажды соседи устроили маленькую вечеринку, на которую семья дипломата пришла вместе со своим сыном. Все здоровались с ним за пальчики, улыбались малышу. Мою знакомую этот мальчик, находящийся на руках родителя, погладил по голове. Родители сразу оживились и очень обрадовались. Затем объяснили, что ребёнок у них недавно, до конца не адаптировался, плачет, нервничает, никого к себе не подпускает, а тут сам потянулся к незнакомому человеку. Позднее выяснилось, что эта пара не может иметь детей, и они решили взять малыша из детского дома. Взяли с синдромом Дауна потому, что, по их мнению, таким детям куда тяжелее. И оказалось, что его привезли из России…

Думая об этой истории я прихожу к выводу, что если бы данный закон вступил в силу уже в то время, на Земле вместо трёх счастливых людей было бы трое несчастных. За минувшие годы американцы усыновили тысячи детей из России. Подавляющее их большинство далеко от желания каким-то образом навредить России на международной арене, и никакого отношения к «Закону Магнитского» не имеют. Они просто счастливы тому, что в далёкой стране нашли ребёнка, которого можно окружить вниманием и заботой, с которым можно поделиться теплом. Я думаю, что российским дипломатам необходимо сосредоточиться не на том, каким способом испортить жизнь американцам, а на том, как сделать жизнь своих граждан лучше. Настолько лучше, чтобы ребёнок воспринимался как источник счастья, но не как обуза. И с усыновлением у нас тогда станет лучше.

Источник счастья
Ольга Туханина провинциальная домохозяйка