Идеи систем управления экологией окружающей среды зародились ещё в 70-х г.г. прошлого века, однако вид более или менее законченной концепции они обрели лишь к концу столетия. В 1992 году Британский институт стандартов впервые в мире опубликовал стандарт BS 7750 по требованиям, предъявляемым к системам экологического менеджмента. Данный документ стал своего рода исходным пунктом для разработки серии международных стандартов ИСО 14000, которую Международной организацией по стандартизации издала в 1996 году.
На сегодняшний день серия ИСО 14000 включает в себя следующие стандарты, получившие одобрение на межгосударственном уровне:
- - ISO 14001. Основной стандарт серии, регламентирующий требования к СЭМ и содержащий руководящие указания по их применению;
- - ISO 14004 содержит общее руководство по основным принципам и методикам применения систем управления окружющей средой;
- - ISO 14015 устанавливает единую методику оценки экологического состояния производственных площадок и компаний в целом;
- - ISO 14020 – 14025 рассматривают порядок декларирования и маркировки продукции;
- - ISO 14031 устанавливает критерии экологической эффективности;
- - ISO 14040 – 14049 оценивают жизненный цикл различных продуктов и услуг;
- - ISO 14050 посвящён терминологии в области экологического менеджмента;
- - ISO 14062 устанавливает порядок учета экологических аспектов при разработке новых продуктов;
- - ISO 14063 определяет порядок обмена информацией по экологической тематике;
- - ISO 14064 посвящён проблемам парникового эффекта.
Сертификация компаний проводится только по ISO 14001, структура которого во многом схожа со структурой стандарта ISO 9001, что облегчает процесс внедрения.
Стандарт ISO 14001 применим для любых компаний, вне зависимости от их типа, размера и формы собственности. Планируя внедрение стандарта, компания самостоятельно определяет границы его распространения: это может быть и вся организация в целом, и отдельное подразделение. Успех внедрения стандарта и эффективность системы экологического менеджмент на его основе в значительной степени определяется приверженностью к следованию экологическим нормативам на всех уровнях компании, в том числе в руководстве.
Внедрению стандарта ISO 14001 предшествует тщательный первоначальный аудит всех производственных процессов. В ходе аудит выявляются недочёты по экологическим аспектам деятельности компании. Чтобы в дальнейшем не возникло сомнений в качестве аудиторской проверки, её лучше поручить независимой специализированной организации. По результатам аудита составляется план мероприятий, подкреплённый материальными и финансовыми ресурсами. Также должны быть разработана чёткая система контроля выполнения мероприятий по устранению недостатков, для чего на всех уровнях назначаются ответственные лица. Для разъяснения персоналу важности поставленной задачи следует организовать курсы, освящённые проблемам экологии.
Процесс внедрения ISO 14001 нуждается в тщательном документировании и постоянном анализе. Ход реализации плана мероприятий должен регулярно рассматриваться на уровне высшего руководства компании.
Преимущества стандарта ISO 14001 заключаются не только в том, что он позволяет существенно уменьшить вредное воздействие на окружающую среду. Внедрив ISO 14001, компания сможет извлечь из этого и вполне реальные экономические выгоды. Например, риск экологических штрафов будет сведён практически к нулю, уменьшение потребления ресурсов благотворно скажется на себестоимости продукции, проще станет заключать договора с контрагентами, особенно зарубежными. И, наконец, сертификат соответствия требованиям стандарта ISO 14001 даёт компании ощутимые конкурентные преимущества в том плане, что современные потребители крайне внимательно относятся к экологической чистоте продукции.
При подаче заявки на получение сертификата соответствия ISO 14001 компания должна также направить в адрес специализированной аккредитованной организации пакет документов по СЭМ, установленных п. 4.4.5 стандарта. В свою очередь, организация, ведающая сертификацией, должна направить в компанию комиссию, которая проведёт проверку, выявит недостатки и даст рекомендации по их устранению. В случае отсутствия расхождений с требованиями стандарта компании выдаётся сертификат соответствия, его копия на иностранном языке и разрешение на использование сертификата в коммерческих и рекламных целях. Срок действия сертификат – три года, при условии ежегодного подтверждения.