Максим Кононенко, публицист, говорит о фильмах, обязательных для просмотра
На сайте Министерства культуры вывесили и сразу же убрали список ста отечественных фильмов, которые рекомендованы для изучения и просмотра в школе. Исходя из того, что список пропал, - этот вариант был далеко не окончательный. Но даже он очень интересен для обсуждения.
С одной стороны, в списке есть очень важные для понимания культурного контекста картины, такие, как «Бриллиантовая рука» или «Берегись автомобиля». С другой, - непопулярная экранизация классики, вроде «Неоконченной пьесы для механического пианино» или «Собачье сердце». И как-то достаточно трудно поспорить с тем, что каждый российский школьник обязан посмотреть эти фильмы. Скорее всего, он их видел и без всякой школы.
Наверное, можно придумать какое-либо объяснение и тому, что в данном списке есть такие картины, как «Броненосец Потёмкин» 1925-го года или «Аэлита» 1924-го. Эти немые фильмы сейчас будут интересный только тем, кто изучает историю кино, так почему бы в школе её и не изучать? История литературы ведь есть. История религии. А кинематографа в жизни современного человека гораздо больше, да и значит он гораздо больше, нежели литература или религия. Именно поэтому увидеть знаменитую сцену с коляской на лестнице или узнать про раскрашенный вручную флаг на том самом броненосце.
Но в этом списке есть и те фильмы, которые вроде как и важны для каждого из нас, но в то же время, - как-то не совсем для школьников. Вот, скажем, лента Андрея Тарковского «Андрей Рублёв». В первую очередь, школьнику он будет непонятен и скучен. Хорошо, если преподаватель в ходе просмотра будет пояснять всё, что происходит на экране. Но что делать со сценами ослепления мастеров? Школьникам будет предложено смотреть на то, как люди ползают по лесу, натыкаясь на деревья и на друг друга. Окровавленные люди. Люди с дырами вместо глаз. А сцена пыток ключаря? Её же нельзя вырезать – тогда всего фильма не будет.
Или, например, другая картина. «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого. Этот фильм, безусловно, куда более занимательный и остросюжетный, не чета «Андрею Рублёву». Но при этом мы вроде как боремся за защиту детей от той самой информации, которая способна причинить вред их психике, не так ли? А этот фильм, пожалуй, один из самых страшных фильмов во всей истории мирового кино. Лично я совершенно случайно увидел его, когда мне было 14. И с тех самых пор больше никогда не смотрел. Потому что боюсь ещё раз увидеть, как в болоте тонет юная девушка. И не только.
И мне бы совсем не хотелось, чтобы мои дети потом так же боялись.
Потому что всё в своё время.