1 декабря 2014 г., во время визита в Турцию, Владимир Путин заявил о прекращении работ по строительству «Южного потока» - газопровода, который предполагалось проложить через экономические зоны России, Турции и Болгарии с целью подачи природного газа из России в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от действий ненадежных транзитных стран (в частности – Украины).
Политическая позиция Евросоюза и действия Украины, не оставили возможности для движения Российского газа через Украину без баснословных потерь, связанных с «присваиванием» транзитных газовых потоков Украиной. И таким образом, запущенный в 2008 году проект «Южный поток» больше не актуален. Россия предлагает Европейским странам сотрудничество по разработке и строительству «Турецкого потока», предполагающего доставку газа Турции, Греции, Болгарии, Венгрии и другим странам ЕС на максимально выгодных экономических условиях. Газовый договор предусматривает строительство на границе Турции и Греции газового хаба, а страны Евросоюза должны будут самостоятельно проложить магистрали для дальнейшей транспортировки голубого топлива.
Сейчас смело можно говорить о том, что проект «Турецкий поток» близок к воплощению, хотя длительное время переговоры Российской и Турецкой стороны не приносили ощутимых результатов. Только после подписания Россией и Грецией меморандума о строительстве ветки, Турция одобрила инженерные изыскания в своей экономической зоне и территориальных водах. Итальянское трубоукладочное судно, нанятое Газпромом еще для строительства «Южного потока» и полгода, простоявшее в болгарском порту, начало работы на маршруте. По расчетным данным, скорость укладки должна составить порядка трех километров в сутки.
Эксперты считают, что толчком к подписанию Турцией контракта на строительство стало не только Российско-Греческое соглашение, но и другой дипломатический документ, подписанный Газпромом с тремя европейскими компаниями – E.On, Shell и OMV – о строительстве двух дополнительных ниток «Северного потока»: газопровода, позволяющего экспортировать российский газ в Германию, Великобританию, Нидерланды, Францию, Данию и другие страны.
Таким образом, значительная часть газового потока может быть прокачана по северному контуру, что лишит Грецию и Турцию дополнительной экономической прибыли. По оценке экспертов, на данный момент, Турция зависит от российского газа не менее, чем на 60%, а подписав контракт по «Турецкому потоку» она говорит о своей готовности еще более увеличить свою зависимость, повысить уровень доверия и выйти на новый этап газового и экономического сотрудничества с Россией.
Получив разрешение на подготовительные инженерные работы от Турецкой стороны, Россия продолжила переговорный процесс с Венгрией о строительстве новых пунктов приема газа для обеспечения необходимым топливом Болгарию, Сербию, Хорватию, Словению и пр.
По статистике, Венгрия потребляет около 80% нефти и 70% природного газа, поставляемых Россией. Для нас она важна, как стратегический партнер и стабильный игрок на рынке сбыта газовой продукции. После отказа России от строительства «Южного потока» Венгрия одной из первых выразила готовность начать переговоры о присоединении к «Турецкому потоку» и транзиту топлива через свою территорию.
Стоит отметить, что мощность «Турецкого потока» эквивалентна мощности «Южного потока». Из общего объема перекачиваемого газа, около 14 миллиардов кубометров пойдёт на турецкие нужды, а остальное будет направлено к греческим границам, для распределения по остальным участникам газового договора. Таким образом, участие в транзите газовых маршрутов, обеспечивает Турцию не только тесным сотрудничеством с российским «Газпромом», по и позволяет развивать и упрочнять связи с азербайджанским SOCAR, заявившем о начале поставок природного газа из месторождения «Шах-Дениз» в Евросоюз в 2020, что позволит Турции через 5-6 лет позиционировать себя как ключевой газотранспортный узел Европы.
Что же дает России отказ от южного проекта в пользу турецкого? Одно из важнейших достоинств этого решения – то, что несколько теряя в тактическом плане, стратегически Россия остаётся при своих интересах и, отвечая на европейские санкции, превращается из объекта газового шантажа в субъект, не нуждаясь более в посредничестве стран, поддерживающих политику Евросоюза США. Во-вторых, Россия исключает потери, связанные с нежеланием Украины оплачивать счета за полученное топливо. Ну и в-третьих, развитие надежного экономического сотрудничества с государствами, заключившими соглашения по строительству «Турецкого потока».