В течении последних 5 лет Греция неумолимо приближалась к порогу технического дефолта страны. Финансовые транши, направляемые мировыми кредитными организациями для развития экономики, не только не помогали выводить страну из образующегося кризиса, но и еще более усугубляли ее незавидное положение.
В результате вступления в Еврозону, значительно усилилась социальная поляризация среди коренного населения. Разница между классовыми слоями стала еще более заметной. В то время, когда безработица среди молодого населения составляет более 60%, банкиры и управленцы высшего уровня ведут роскошный образ жизни.
Представители правящей партии Греции убеждают народ, что для выхода из сложившейся ситуации нужны не очередные кредитные средства, а меры, направленные на укрепление реальной экономики, рост промышленного производства, развитие сельского хозяйства.
Еще одним из неблагоприятных факторов эксперты считают введение Евросоюзом санкционных мер по отношению к России. Греция потеряла одного из своих экономических партнеров, товарооборот снизился, производители терпят убытки, уровень жизни населения снижается, падает внутренний спрос на сельскохозяйственную продукцию и прочие товары, две трети греческих пенсионеров уже сейчас живут за чертой бедности.
Более пяти месяцев Греция и ее кредиторы вели переговоры о реструктуризации долговых обязательств, платеж по которым в размере 1,5 миллиардов евро должен был поступить на счет МВФ 30 июня 2015г., однако, соглашения они так и не достигли.
Правительство Греции обратилось к Международному Валютному Фонду с просьбой об отсрочке платежа, однако, Фонд не видит необходимости в продлении сроков платежей и намерен и впредь придерживаться жесткой линии в отношении Греции, что в свою очередь, грозит стране получить статус первого развитого государства, допустившего дефолт по своим финансовым обязательствам перед Фондом.
Ранее Евросоюз предлагал Греции 8 миллиардов евро с условием сокращения бюджетных расходов и утверждения плана экономических реформ, предполагающих повышение тарифов на тепловую энергию, приватизацию рентабельных предприятий, ликвидацию убыточных, сокращение зарплат бюджетников и госслужащих, уменьшение расходов на социальные программы, в том числе здравоохранение, культуру и прочие, «непроизводительные» сферы. И все это должно происходить по согласованию и под контролем представителей Еврогруппы.
Янис Варуфакис – министр финансов Греции:
Предложения кредиторов Греции были технически неадекватны, включая цифровые несоответствия.
Греция отказалась принимать условия кредиторов и решила провести референдум, в ходе которого сами граждане должны решить, принимать ли условия кредиторов по применению мер жесткой экономии. На что представители стран Еврозоны выступили с резким осуждением Афин.
Александер Стубб - министр финансов Финляндии:
Результатом решения Афин о проведении референдума стало то, что Еврогруппа вынуждена начать обсуждение «плана Б» и, возможного выхода Греции из зоны евро.
Объявление премьер-министра Греции Алексиса Ципраса о проведении референдума стало своеобразным камнем преткновения для европейских чиновников и разозлило их не на шутку, некоторые из них даже высказались, что не вполне понимают, чего хочет добиться греческое правительство отказываясь от предложенных кредитных схем и настаивая на проведении референдума. По их мнению, финансовые предложения, подготовленные министрами Еврогруппы разработаны именно для того, чтобы дать возможность греческому правительству вывести страну из состояния дефолта и взять курс на восстановление экономики.
Кристин Лагард - глава МВФ:
Мы будем продолжать работать с Грецией и кредиторами. Наша цель – восстановление экономического роста, конкурентоспособности и финансового состояния Греции. Здесь необходимы структурные реформы и бюджетная консолидация с одной стороны и финансовая помощь, которую мы готовы предложить, с другой.
Алексис Ципрас – премьер-министр Греции:
То, что мы делаем, — маленькая революция. Если народ проголосует «за», то правительство пойдет на уступки кредиторам и соглашение будет подписано в течении 48 часов. Если народ примет решение отказать кредиторам, то появится перспектива заключения соглашения на условиях, более выгодных для Греции, ведь не Еврозона, ни сами Афины не заинтересованы в разрыве отношений.