В Кодекс об административных правонарушениях РФ внесены поправки, согласно которым обладатели российских паспортов не смогут получать деньги за рубежом, если эти деньги предварительно не проходят через банки России. Поправки вступили в законную силу с 13 февраля 2013 года.
Нарушители будут штрафоваться: им придется отдать от 75% до 100% всей суммы, которая переведена в иностранный банк.
Какие доходы могут быть перечислены на иностранные счета? Это могут быть, к примеру, доходы, полученные от продажи или сдачи в аренду недвижимости за рубежом, дивиденды и заработная плата российских граждан, проживающих и работающих за границей.
Существует единственное исключение: оно касается россиян, живущих в других странах более года, если за этот период они не посетили Россию ни разу.
Стоит отметить, что закон о переводе денег исключительно через банки России существует давно, однако штрафные санкции за его нарушение до сих пор не были предусмотрены.
По словам экспертов, поправка к закону позволит российским банкам получить прибыль, которая будет складываться из комиссии за транзит денег. Ожидается, что размер комиссии составит один процент от перечисляемой суммы.
Согласно информации ЦБ, за девять месяцев 2012 года из России за границу было перечислено 13,5 млрд долларов. Российские банки были задействованы только при переводе 6,4 млрд долларов, остальные средства перевели без их участия.
Требования поправки к закону относятся к трем категориям российских граждан: имеющим недвижимость за границей, работающим вне пределов России и получающим зарплату от иностранной фирмы на свой счет в швейцарском банке. Законом предусмотрено, что в каждом из этих случаев средства должны быть сразу перечислены в один из российских банков, на счет гражданина.
Новая поправка к закону обоснована назревшей необходимостью отслеживать денежные операции россиян, получающих доходы через иностранные банки. Как известно, недавно Президент России В. Путин объявил кампанию относительно деофшоризации отечественной экономики. И все же, признавая необходимость контроля средств граждан, нельзя не отметить противоречие такого контроля соблюдению банковской тайны. Например, налоговым органам, для того, чтобы получить в банке информацию об операциях некоего физического лица, должны имеет на то веские основания.
Эксперты недоумевают: почему поправка подразумевает контроль движения средств не только юридических, но и физических лиц? Это может вызвать неоправданные санкции в отношении, например, россиян, получающих гонорары за написанные для иностранного издательства статьи.
Насколько сложнее станет теперь процесс получения денег за рубежом для российских граждан?
Олег Малкин, юрист «Инвесткафе»:
Внесенная в закон поправка не нарушает закона о банковской тайне. В тексте закона имеется множество исключений. Если правоохранительным органам требуются данные о банковских счетах гражданина, они вполне могут ее получить, - необходимо лишь соблюсти определенную процедуру. Никакой сложности для государства получение такой информации не представляет. И все же мне с трудом представляется сам процесс контроля соблюдения режима банковских счетов. Думаю, выяснить нарушения возможно разве что случайно, во время осуществления каких-либо финансовых мероприятий. А проследить за финансовыми операциями всех поголовно россиян довольно сложно, практически невозможно.
Насчет преимуществ, которые получат российские банки, я тоже сомневаюсь. Цель поправки – контроль денежных средств и их движения. Если у российских банков можно запросить интересующую проверяющие органы информацию, то с иностранными банками это не получится. Если граждане России получают средства на свои счета в иностранных банках и при этом не нарушают законодательство этой страны, в которой находится банк, то можно не опасаться пени и процентов.
Мне кажется, новая поправка к закону, скорее всего, принесет некоторые сложности для россиян, которые работают и получают зарплату за границей. Однако, если иностранная компания дорожит российским сотрудником, ее руководство решит этот вопрос. Труднее придется тем, кто дорожит своей должностью больше, чем в нем заинтересован работодатель. Изменения в законе в таком случае могут оказать влияние на трудоустройство.