За первый меся 2013 года в России стали выпускать на 30% меньше водки. По данным газеты «Коммерсантъ», некоторые заводы вообще прекратили ее производство.
Как считают эксперты, «виновато» в создавшейся ситуации повышение акцизов, введенное с 1 января текущего года. Теперь налог на производство одного литра спирта увеличился до 400 рублей, а значит, 80 рублей от стоимости бутылки водки теперь отчисляется на налоги (раньше было 60 рублей). Сегодня в России минимальная стоимость поллитровой бутылки водки составляет 170 руб. После введения новых акцизов цена водки в России увеличилась на 36%. Таких высоких темпов рост цен на алкоголь давно не знал.
Перед окончанием 2012 года, в преддверии роста акцизов, компании, выпускающие спиртные напитки, стали резко наращивать темпы своего производства, за счет чего водки было выпущено на 13,5% больше обычного, а коньяка – на 30% больше.
Как известно, акцизные доходы способствуют наполнению государственного бюджета. Однако эксперты уверены, что серьезное повышение акциза может стать причиной значительного расширения рынка нелегального и контрафактного алкоголя. Дело в том, что спрос на спиртные напитки остается таким же высоким, но теперь покупка бутылки водки в магазине обходится дороже, что сказывается на гражданах со средними доходами.
Каким образом повышение акциза и снижение производства окажет влияние на отечественный рынок крепких спиртных напитков?
Вадим Дробиз, директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка:
В прошлом году российские заводы выпустили на 12,5% больше водки и других крепких напитков. На страницах отечественных СМИ этот факт преподносился как нечто из ряда вон выходящее. В действительности, это явление не представляет собой ничего необычного. Производители, увеличив производство в 2012 году, всего лишь достигли уровня 2010 года. Предыдущий обвал производства, пришедшийся на 2011 год, был вызван перелицензированием.
При этом увеличение производства обеспечило солидный запас продукции, подпадающей под старый акциз. В нашей стране проходит фискальная акцизная реформа, цель которой – дальнейшее удаление обычного населения от потока легальных спиртных напитков. Еще несколько лет назад водку в России можно было купить за 100 рублей, - но даже в то время эта цена по сравнению с размером средней зарплаты была несоразмерно высокой. Первый скачок акцизов пришелся на 2012 год: в течение этого года акциз повышался дважды.
Перед тем, как акцизы подняли с 1 июля на 18%, производители запаслись своей продукцией, надеясь сэкономить средства, продавая эту водку позже, по новым ценам. В декабре 2012 года был сделан запас на январь и февраль 2013-го. Сегодня этот алкоголь продается в магазинах по новой цене – то есть 170 рублей за бутылку, хотя акциз на него действует еще «старый», по 60 рублей, а не новый, по 80 рублей. Можно с уверенностью предсказать подобные всплески в начале 2014 и 2015 годов.
Отечественный рынок легального алкоголя не в состоянии расширяться – он и без того занимал не слишком объемную нишу, составляя всего 40% потребляемого в России алкоголя, включая суррогаты.
С фискальной точки зрения, государство остается в выигрыше. Даже снижение легального выпуска на 10%, сопровождаемое увеличением акцизной ставки на 30%, всегда принесет увеличение собираемости в стране акцизов. Это мнение подтвердил 2012 год, принесший государству 250 млрд рублей, и 2011-й, в течение которого было собрано 200 млрд рублей. Нынешний год, скорее всего, даст «урожай» не менее 285-290 млрд рублей.
В результате на рынке останутся потребители, отличающиеся высокой лояльностью и готовые потреблять спиртные напитки по любой цене. Другими словами, останутся обеспеченные граждане. Большая часть населения станет покупать алкогольную продукцию у «нелегалов». Поводя итоги 2013 года, мы увидим, что объем выпуска алкоголя упадет в стране на 10%, что вернет нас к уровню 2011 года.
Данные о падении выпуска водки за первый месяц 2013 года – вовсе не так катастрофичны, как может показаться. В действительности, это говорит лишь о том, что производители сделали запасы. А вот уход большинства потребителей в подпольный сегмент – это уже серьезно.