Новые условия, в которых оказался российский ИТ-рынок в 2009 году, требуют нового видения. ИТ - это сервисная отрасль. Но ранее рынок имел другую структуру, где преобладающей частью были поставки, ане услуги. Рынок был очень сильно раздут за счет избыточной составляющей. Теперь пузырь избыточности лопнул. Что же осталось? Если в части "продукты/услуги" уже стала появляться определенность, то в части видения клиентских рынков игроки живут с разными ощущениями. Поэтому оценки текущей ситуации разнятся. Тем не менее, их нельзя назвать противоречивыми, поскольку каждый из участников имеет свой "срез". Безусловно, есть компании, демонстрирующие успехи и рапортующие о росте показателей. Вместе с тем, некоторые участники отмечают падение спроса до 70%, а в отдельных сегментах рынка до 90%.
"Различные сегменты рынка сильно отличались по своему состоянию, так что целесообразно сравнивать со 2-м кварталом 2008 года не бизнес в целом, а именно динамику по сегментам, - говорит Роксана Янборисова, исполнительный вице-президент OCS. - Так, если в 1-м квартале 2009-го розничный сегмент был еще весьма оживленным, то в марте 2009 года началось довольно сильное падение розницы, котороео становилось только во второй половине 2-го квартала. Как следствие, снижение оборотов по рознице составило в среднем около 50% (в долларовом исчислении)".
По мнению Владимира Ландау, генерального менеджера сети "ПОЗИТРОНИКА", потребление на ИТ-рынке в целом снизилось во втором квартале этого года в 2-3 раза. "Та его часть, которая связана с ритейлом, пострадала сильнее, чем другие, поскольку решения для ритейла скорее отвечают развлекательным запросам покупателей, а доля развлечений в потребительской корзине сильно изменилась в связи с кризисом, ина все это наложилась проблема спроса", - добавляет он. Показательна также общая оценка рынка потребительской электроники и бытовой техники. По различным данным, рынок уже просел в рублях на 20-40% (42-56% в долларах) и упадет по итогам года на 10-35%.
Аналитики компании "Ренессанс Капитал" утверждают, что худшим периодом для продавцов стал второй квартал.Если по рынку ИТ-розницы практически все участники дают схожие оценки, то видения состояния спроса в сегменте СМБ очень сильно различаются. От сохранения до практически полного падения спроса. Сегмент СМБ всегда был очень трудным для понимания. Покупки со стороны среднего и малого бизнеса очень трудно дифференцировать, так как в качестве поставщиков используются как ритейлеры, так и корпоративные реселлеры."СМБ - это также сегмент с небольшой "кризисоупорностью",- отмечает Александр Потапов, директор по продажам представительства Adobe Systems Inc. в России и СНГ. - Финансовых средств зачастую нехватает на покрытие текущих расходов, а доля компаний, которые занимаются реальным производством, имеющим спрос, не так уж велика".
По мнению Сергея Белевицкого, генерального директора Группы "Рамэк", "крупные компании, которые обладают существенным запасом финансовой прочности или доступом к кредитным деньгам благодаря репутации,могли позволить себе раскачиваться довольно долго. Предприятиям малого и среднего бизнеса сложнее. Они были вынуждены перестраивать свои бизнес-процессы и урезать бюджеты "налету". При этом развитиеИТ-инфраструктуры в большинстве случаев автоматически из приоритетов компаний перешло в состояние "когда-нибудь потом". СМБ чувствовал себя немногим лучше, чем ритейл, подмечает Роксана Янборисова. Управляющий партнер ГК "Фан" Анатолий Шлуглейт добавляет, что "в СМБ-секторе еще очень далеко до "радужных настроений":обороты упали в зависимости от сфер бизнеса, от 20% до 60%, прибыльность бизнесов также серьезно пострадала в силу того, что все пытаются элементарно "выжить". При этом в компании X-Ring оценивают снижение спроса в этом сегменте в 20-30%. А Иван Гоголев, технический директор STSS, отмечает: "В секторе СМБ, напротив, мы практически не наблюдаем спада. Отчасти из-за того, что рынок этот был мало насыщен подобной техникой, отчасти из-затого, что стабильные компании сектора малого-среднего бизнеса в меньшей степени зависят от кредитных ресурсов, и на их развитие этот фактор практически не влияет, в то время как в корпоративном секторе кредитование - основной способ развития и модернизации". В то же время, Виктор Сердюк, генеральный директор компании "ДиалогНаука", также говорит о падении спроса в сегменте СМБ: "На сегодняшний день именно в данном сегменте наблюдается наибольшее падение продаж, поскольку небольшие компании сейчас сосредоточили свои усилия на поддержании свой стабильной работы и в меньшей степени заинтересованы в решении задач по защите информации".
Подробнее о результатах опроса: http://www.astera.ru/news/?id=70671