Новая реальность

12.08.2009 00:00:00

Российский ИТ-рынок быстро не восстановится. Нефть, доллар и прочие макроэкономические факторы определяют его настоящее и будущее. Компании перестраиваются к показателям прошлых лет и ждут, как будут развиваться события осенью. Участникам рынка не остается ничего иного, как активно ожидать. Ожидать, пока изменится макроэкономическая ситуация. Активно, потому что под давлением внешних факторов повысилось и "внутреннее давление" - усилилась конкуренция. Среди показателей, к которым сейчас больше всего приковано внимание руководителей российских ИТ-компаний, - стоимость рубля, нефти, заемных средств, динамика ВВП и уровень безработицы. Сложность ситуации в том, что на них невозможно повлиять. И очень силен фактор неопределенности, который, в свою очередь, передает соответствующее "настроение" видению ближайших перспектив ИТ-рынка и планированию собственных целей компаний.

Многие участники рынка не ожидают существенных изменений в третьем квартале."Определяющей будет, как и раньше, общая экономическая ситуация в стране и мире в целом. Макроэкономические показатели, стабильность банковско-финансовой системы определят динамику и объем рынков. Сезонность бизнеса не будет иметь ярко выраженный характер", - считает Вадим Лата, генеральный директор компании "Сетевая Лаборатория". Александр Потапов, директор по продажам представительства Adobe Systems Inc. в России и СНГ, отмечает: "Говоря о будущем, нельзя не принимать во внимание макроэкономические показатели. Традиционно при составлении планов они виртуально исключались из обсуждения, так как на них невозможно повлиять. Мы не ждем быстрого восстановления рынка до прежнего уровня, однако надеемся увидеть признаки этого начиная, скорее, с 4-го квартала этого года". Вадим Бутузов, директор по развитию ООО "Софт-Троник Нетворкинг", подчеркивает, что общая ситуация в российской и мировой экономике является главным определяющим фактором на российском ИТ-рынке. "Долгие годы ИТ-рынок рос быстрее, чем ВВП, экономика в целом, - продолжает г-н Бутузов. - В силу немалого влияния инвестиционных денег спад в отрасли тоже наступил достаточно резко и с существенным абсолютным снижением. Однако, могу предположить, что подъем в ИТ-отрасли тоже начнется одним из первых. Не думаю, что этослучится в 3-м квартале 2009 года. Хоть экономика и развивается циклично и, по оценкам многих экспертов, падение достигло дна, это не значит, что вскоре должен начаться бурный и уверенный рост. Более вероятно, что не так далеко от этих минимальных значений нам предстоит провести еще и следующую зиму. Разумеется, с учетом определенных сезонных колебаний. А на рост - причем опять опережающими темпами к экономике - рассчитывать где-то со 2-го квартала следующего года".

Оптимистичный прогноз для большинства участников на вторую половину года - сохранение текущего уровня оборотов по отношению к прошлому году. К сожалению, такой сценарий очень реалистичен, так как финансовое состояние предприятий и частных лиц в стране не улучшается, и пока тенденция к улучшению не видна. Пессимистичный прогноз связан с ожиданиями новой волны кризиса, которую может спровоцировать ухудшение ситуации в банковском секторе, а также с возможным дальнейшим падением платежеспособного спроса. Во многих секторах экономики спад продолжается. Например, на авторынке, где динамика падения в первом полугодии очень схожа с динамикой на ИТ-рынке: спад продаж новых автомобилей в России в первом полугодии составил порядка 49% в количественном выражении, и прогнозируется, что по итогам 2009 года падение может составить50-60% по сравнению с прошлым годом.Неблагоприятные сигналы "подает" и сегмент потребительской электроники и бытовой техники, в котором серьезное падение началось только во втором квартале. В первые три месяца 2009 года на спрос очень сильное влияние оказала девальвация рубля, потребители покупали технику на свои сбережения, пытаясь избежать обесценивания накопленных средств. Ко второму кварталу сбережения закончились, и ритейлеры ощутили значительное снижение продаж.

Маргарита Керманн PR-managerPR@astera.ruwww.astera.ru

@ASTERA ---- www.astera.ru PR@astera.ru +7 812 3341009 Контактное лицо: Маргарита Керманн Подписаться на новости компании

Маркетинговые исследования