ГлавнаяНовости компанийСельское хозяйствоКонсалтинговый Дом "Грифон" провел маркетинговое исследование отрасли закрытого грунта России.

Консалтинговый Дом "Грифон" провел маркетинговое исследование отрасли закрытого грунта России.

16.07.2008 18:28:00

По данным проведенного исследования, в настоящее время на территории РФ действует около 200 тепличных комплексов. Объем производства российскими тепличными хозяйствами овощей закрытого грунта оценивается экспертами в 630 тыс. тонн в год. При этом большая часть производится во внесезонный период, когда в основном, на рынке отсутствуют овощи открытого грунта. По данным ассоциации "Теплицы России", объем импорта оценивается в 800 тыс. тонн, то есть в 1,3 раза больше, чем производят отечественные тепличные хозяйства.

В целом же по РФ доля импортной продукции на рынке свежих овощей во внесезонный период оценивается в 60%-80%. Это соотношение меняется в зависимости от вида продукции. Так томаты, представленные на прилавках магазинов во внесезонный период в основном импортного происхождения, поскольку они хорошо переносят транспортировку, а себестоимость их производства в закрытом грунте в РФ значительно превышает стоимость тех же импортных томатов даже с учетом транспортных расходов.

В РФ общий объем импорта овощей за период 2000-2007 гг. вырос более, чем на 300%. В настоящее время почти 90% цветочной продукции имеет иностранное происхождение.

В советский период тепличное производство в нашей стране процветало. Низкая стоимость энергоносителей, поддержка и контроль со стороны государства создавали для отрасли "тепличные условия". Сложившаяся в 90-е годы кризисная ситуация в агропромышленном комплексе России отразилась и на состоянии овощеводства закрытого грунта. В начале 1990-х годов площадь теплиц составляла 3900 гектар, под пленочным укрытием (весенние теплицы) было еще 2200 тыс. га, то за период "реформ" разорилось практически каждое второе хозяйство. За период с начала 1990-х площадь теплиц под стеклом сократилась почти в два раза и в настоящее время составляет 2000 га. Пленочные теплицы, по данным экспертов, в настоящее время можно найти только в фермерских хозяйствах.

Еще одной проблемой является износ материально-технической базы, так как, у нас свыше 70% действующих теплиц были построены в 70-80 годы, сейчас возраст многих тепличных хозяйств составляет 25-35 лет, а физический износ материальной базы составляет от 60 до 80%.

По результатам исследования Консалтингового Дома "Грифон", доля энергоресурсов в себестоимости за последние пятнадцать лет выросла на 50-60%, что приводит к резкому снижению рентабельности, которая сегодня составляет в среднем не более 10-15% (рентабельность современных теплиц выше почти вдвое). Поэтому приоритетным направлением развития, является активная энерго- и ресурсосберегающая политика агропредприятий и государственное регулирование цен на энергоносители для предприятий аграрного сектора.

Но, несмотря на жесткие условия, в которых вынуждены выживать отечественные тепличные хозяйства, за период с 1990 года достигнуты и определенные успехи. Так средняя урожайность выросла почти в 2 раза: с 18 до 32 кг/м2.

Потребление населением свежих тепличных овощей местного производства так же далеко от идеала. Согласно данным экспертов, во внесезонный период по санитарным нормам должно потребляться не менее 13 кг тепличных овощей на человека, в то время как реальное потребление овощей в этот период составляет 10,2 кг на человека, из которых только 4,3 кг выращены отечественными тепличными хозяйствами.

Самая плачевная ситуация сложилась в Северо-Западном федеральном округе, где производится только 7% от общего объема овощей закрытого грунта, при численности населения, составляющей 9,5% от всего населения РФ.

Так же, стоит отметить, что количество витаминов в импортных, охлажденных овощах длительного срока хранения намного меньше, чем в тепличных, "с грядки".

В результате сложившейся ситуации на рынке наши граждане во внесезонный период лишаются свежих натуральных овощей и, соответственно, витаминов естественного происхождения.

Контактная информация:

Сайт компании: http://www.griffoncom.ru

Контактное лицо: Петренко Александр

генеральный директор

E-mail: petrenko_a@bonafide.ru

Телефон: +7 495 6905498

Маркетинговые исследования