ГлавнаяНовости компанийБанки и кредитыРозничный банкинг в России (итоги I полугодия 2009 года)

Розничный банкинг в России (итоги I полугодия 2009 года)

09.09.2009 00:00:00

Анализ ситуации, которая сложилась в банковском секторе к середине 2009 года показал высокую степень осведомленности 7 200 участников исследования о банках. Более половнины из них вспомнили названия не менее 10 организаций. По уровню знания с подсказкой в пятерку лидеров вошли такие компании как "Сбербанк", "ВТБ" - о них осведомлен практически каждый, - "Русский Стандарт", "Альфа-банк" и "Райффайзенбанк". По сравнению с итогами прошедшего года (4 квартал 2008 года), ко 2 кварталу 2009 года многие организации даже сумели, пускай незначительно, но увеличить уровень знания о себе. Самый значительный "скачок" наюблюдался у "Райффайзенбанка": если в конце 2008 года 74% участников исследования указали, что знают этот банк, то по итогам 2 квартала 2009 года уровень его известности увеличился еще на 8 процентных пунктов, что является неплохим результатом.

Судя по наблюдающейся динамике, за исследуемый период практическивсе банки сумели в той или иной степени увеличить свою известнось среди населения. Финансовый кризис стал причиной того, что многие клиенты пересмотрели свое отношение к банкам. Так, в конце 2008 года, большинство респондентов ставили во главу угла такие характеристики банков как надежность банка, длительность его присутствия на рынке и низкие тарифы на обслуживание. По итогам I полугодия 2009 года акценты несколько сместились. Так, к примеру, для большого количества клиентов ставки по кредитам, за которыми они продолжают обращаться по привычке, несмотря на кризис, являются одним из самыхважных показателей. На него обращают внимание в первую очередь. Также люди задумываются об уровне обслуживания, важной частью которого является наличие достаточного числа банкоматов, которые можно с легкостью найти, при возникновении необходимости.

Как видно из графика, по итогам I полугодия 2009 года клиенты начали придавать большее значение таким показателям как наличие Интернет-банкинга, удобство графика работы банка, отсутствие очередей и т.д. Предлагаем рассмотреть более внимательно первую десятку банков-лидеров по знанию с подсказкой (см. рис.No1). Как видно, знание банков и пользование их услугами находятся в прямо пропорциональной зависимости друг от друга. К примеру, "Сбербанк" знают порядка 96% участников исследования, а 79% опрошенных пользуется какими-либо его услугами. Именно этот банк стал безусловным лидером по уровню пользования. С большим отрывом от него, второе место занял "ВТБ" - 26% участников исследования отметили, что являются егоклиентами.

Отметим, что, число клиентов десятки самых известных среди респондентов отечественных банков (см. рис. No1) в I полугодии 2009 возросло. Такая тенденция свидетельствует о том, что далеко не все люди хранят или планируют продолжать хранить свои деньги дома. Люди выбирают сотрудничать с банками. Также клиенты более мелких организаций начали переходить в более крупные и известные, имидж которых является своеобразной гарантией надежности и стабильности. Так помимо "Сбербанка" и "ВТБ", поддержку со стороны правительстваполучил "Газпромбанк" и др. Как результат, число тех, кто выбрал эти компании, увеличилось. Доверие россиян заслужили и крупные иностранные финансовые организации, такие как "Райффайзенбанк" и "Ситибанк".

На вопрос о том, какой банк респонденты стали бы рассматривать в случае возникновения необходимости сменить свой обслуживающий банк, почти половина участников исследования (47%) назвала "ВТБ". На втором месте оказался "Сбербанк". Исходя из проведенного анализа розничного рынка банковских услуг, можно прийти к выводу, что, несмотря на финансовый кризис, большинству крупных российских банков удалось "не упасть лицом в грязь" перед своими клиентами и не лишиться их доверия.

Маркетинговые исследования