Не секрет, что среди инвесторов отраслевые ПИФы пользуются большой популярностью. Пайщиков больше всего привлекает то, что паи отраслевых фондов оказываются на вершинах рейтингов по доходности. Хотите узнать причину, по которой управляющие компании используют такой инструмент как отраслевые фонды?.. В погоне за привлечением средств, управляющие компании придумали хорошую маркетинговую тактику - создание широкой линейки отраслевых фондов. Причем каждая компания представляет это как высокий уровень сервиса по предоставлению широких возможностей клиентам. С математической точки зрения, изменение фондового индекса - это, по большому счету, сумма изменений всех отраслевых индексов, так как в индексе присутствуют все крупнейшие российские компании, задающие тон практически во всех отраслях. Следовательно, на любом временном интервале всегда будут отрасли, которые выросли выше среднего, и наоборот. Вполне естественно, что при этом всегда будет отрасль-лидер, показавшая наилучший результат и опередившая все остальные отрасли.
Логично, что у компании, предоставляющей клиентам линейку отраслевых фондов, всегда будет фонд, который особенно на коротком отрезке (например, 1 год) показывает впечатляющие результаты на фоне остальных и который можно продемонстрировать клиентам как результат выдающегося качества управления. Этот результат можно использовать в агрессивной рекламе в СМИ, и за счет этого привлекать новые средства под управление и соответственно, получать комиссию. На самом деле, предлагая клиентам отраслевые фонды, Управляющие компании снимают с себя ответственность по выбору отраслей, перекладывая эту сложную задачу на клиентов. Неужели клиент управляющей компании, который по определению не является профессионалом, лучше самой управляющей компании знает, какая отрасль будет самой доходной в ближайшем будущем и на что надо делать ставку? Если это так, то возникает вопрос, зачем такому клиенту вообще нужна управляющая компания. Человек с такими знаниями может самостоятельно инвестировать на фондовом рынке. При этом, даже если клиент выберет отрасль корректно, то нет никакой гарантии, что инвестирование в рамках отраслевого фонда будет осуществляться в соответствии с ожиданиями клиента. Следствием этого утверждения является тот факт, что доходности фондов одних и тех же отраслей, но под управлением разных компаний, показывают значительно отличающиеся друг от друга результаты. В отличии, например от фондов на индекс ММВБ, доходности которых вполне сопоставимы. Клиенты, зачарованные высокими показателями доходности отраслевых фондов, не отдают себе отчет в том, что доходности отдельных отраслей подвержены достаточно сильным колебаниям. И тот отраслевой фонд, который показал в недавнем прошлом доходность выше среднего, скорее всего свою доходность уже исчерпал, и ждать от него хороших результатов в ближайшее время уже не следует. На самом деле, работа Управляющей компании, помимо всего прочего, заключается в том, что компания вовремя меняет диверсифицированный набор отраслей в портфеле, вкладывая деньги в компании, обладающие высоким потенциалом роста вне зависимости от привязки к конкретным отраслям, но не вкладывая при этом весь портфель в одну отрасль. С этим связано и то, что на временных интервалах больше года, большинство отраслевых фондов исчезает с вершин рейтингов, оставляя место классическим фондам акций. Такие манипуляции с сознанием клиентов возможны благодаря низкой инвестиционной культуре нашего общества. Клиенты наших управляющих компаний не настолько профессиональны, чтобы делать выводы относительно потенциала роста отдельных отраслей экономики. Разочарование, которое возникает у клиентов после неудачных инвестиций в отраслевые фонды, приводит не только к потере лояльности в отношении конкретных управляющих компаний, но и что особенно печально, в целом к индустрии коллективных инвестиций. Помимо всего прочего, в отличие от классических фондов, использование инвесторами отраслевых фондов, не может позволить им спокойно преобразовывать свой человеческий капитал в финансовый, посредством выбранного отраслевого фонда. Инвестирование с помощью отраслевых фондов подразумевает то, что инвестор будет постоянно заниматься переходом от одного отраслевого фонда к другому. Выводы:
* По математической логике, на любом интервале всегда будет отрасль, которая покажет доходность выше индекса. Только выбрать ее непрофессиональному инвестору практически невозможно. * Мы считаем, что отраслевые фонды должны быть отнесены Федеральной службой по финансовым рынкам к категории фондов для квалифицированных инвесторов, чтобы исключить возможность для начинающих инвесторов нести убытки при использовании этих достаточно сложных продуктов. Так как по нашим наблюдениям, большинство неквалифицированных инвесторов входит в отраслевые фонды на пике их стоимости, благодаря уже продемонстрированной высокой доходности. * По нашему мнению задача управляющей компании заключается не в создании широкой линейки отраслевых фондов, а качественном управлении классическим фондом акций, то есть в своевременной смене диверсифицированного набора отраслей в портфеле, и опережении любого отраслевого фонда на длинных временных интервалах.