Глава компании Cisco Джон Чемберс (John Chambers) часто говорит о рыночных изменениях и умело использует их для развития бизнеса. По его мнению, сегодня организации во всех странах мира решают едва ли не самые сложные трансформационные задачи за всю историю современного бизнеса. В прошлом году в интервью журналу Harvard Business Review Чемберс заявил: "В вопросах бизнес-моделей и управления мы видим массовый переход от командно-административной модели к управлению совместной и коллективной работой. Революционноезначение этого сравнимо с появлением конвейерных сборочных линий".Энтузиазм Джона Чемберса вполне понятен.
Используя преимущества технологий совместной работы, поощряя совместную работу своих сотрудников и совершенствуя управление ею, в 2008 финансовом году Cisco сэкономила 691 млн долларов США и повысила производительность труда на 4,9 процента. Введя в действие программу руководства совместной работой, Cisco быстро перестроила свои ресурсы, воспользовалась возможностью выйти на ряд крупных рынков и развернула несколько инициатив по совершенствованию текущих операций. Пооценкам руководства компании, окупаемость ее расходов на развитие внутрикорпоративной совместной работы составила 900 процентов. Совместная работа - веление времениПримечательно, что успешное внедрение методов совместной работы требует дружных усилий многих людей. И Cisco, и другие организации, внедряющие у себя совместную работу, обнаружили, что наладить такую работу непросто.
Технология открывает отличные возможности в том, что касается определения места, времени и способов совместной работы, но ее успешное внедрение потребует изменения существующих методов работы компании, а также образа поведения и мышления ее сотрудников. Тем не менее, предупреждает автор книги "Collaboration" ("Совместная работа"), профессор калифорнийского университета в Беркли Мортен Хансен (Morten Hansen), организации, внедряющие совместную работу недостаточно решительно или откладывающие эту задачу до лучшихвремен, неизбежно столкнутся с гораздо более сложными проблемами, ибо "сегодня компании переживают настоящий тектонический сдвиг в организации своей деятельности".В своей книге Хансен называет пять факторов, делающих проволочки с внедрением совместной работы рискованными. Это глобализация, рост потребности в специалистах, необходимость разработки "открытых инноваций" совместно с внештатными сотрудниками, а также поиск новых методов повышения производительности труда. К числу таких факторов относятся и технологии, которые, по меткому выражению Хансена, по отношению к вышеперечисленному играют роль "турбо-наддува".
Сетевые технологии - от виртуальных рабочих мест до википедий, блогов и видеокоммуникаций - помогают организациям совершенствовать совместную работу и ликвидировать разрыв между людьми и информацией. "Все эти тенденции говорят о том, что за совместной работой - будущее", - утверждает он. Важно, однако, иметь в виду, что совместная работа имеет и оборотную сторону, требуя реальных расходов. Чтобы люди и трудовые коллективы заработали дружнее, надо затратить время, деньги и другие ресурсы, Ведь, напоминает Хансен, "сотрудники десятилетиями просиживали на никому не нужных совещаниях, и Cisco TelePresence и другие технологии виртуальных коммуникаций не сделают совещания более эффективными, если совместная работа не будет сопровождаться укреплением трудовой дисциплины". При этом, подчеркивает он,самое важное - это внедрить совместную работу "по-настоящему грамотно", с учетом всех минусов (в виде расходов) и плюсов с точки зрения бизнеса.