Консалтинговая компания «АЛЬТ» провела исследование управления компанией в условиях кризиса. Это совместный проект с журналом «Секрет фирмы». Статья с результатами исследования опубликована в «Секрете фирмы», №12, 2009 («Бой без правил»).
С полным текстом исследования «Выйти из футляра кризиса» можно ознакомиться на сайте ИКФ «АЛЬТ» http://www.altrc.ru/?p=libr_card&item_id=938&group_id=6 Нельзя втягиваться в глухую оборону. Нужно сделать над собой усилие, выйти из "футляра" кризиса и искать возможности для роста компании. Именно таков главный вывод этого исследования. Мы опросили руководителей 21 компании о том, какие антикризисные решения и управленческие инструменты оказались наиболее эффективными, какие уроки были извлечены из кризиса. В исследовании приняли участие первые лица таких компаний как: Холдинг "Асстра" (логистические услуги), "Брок-Инвест-Сервис" (дистрибуция металла), "DataArt" (разработка программного обеспечения), "Звезда-Энергетика" (энергетический инжиниринг), "Инфинити групп" (модная одежда), "ИЭК" (электротехническая продукция), ГК "Магнат" (дистрибуция FMCG), "МИЭЛЬ-Инвестиции в регионы" (девелопмент), "Молочное дело" (молочные продукты), "Nayada" (офисные перегородки и двери), ХК "Невские сыры" (молочные продукты), "OCS" (дистрибуция компьютерной техники), Группа "Парфюм" (дистрибуция FMCG), "Ральф Рингер" (мужская обувь), "РИАТ" (автокомпоненты и др.), "РУСЭЛПРОМ" (электромашиностроение), "САКС Игрушки" (дистрибуция игрушек), "Свеза-Лес" (деревообработка), ГК "Спектрум" (управление проектами в недвижимости), "Феликс" (офисная мебель), "Электроаппарат" (электротехническая продукция). В целом кризис потребовал от компаний непростого сочетания лучших качеств как компании предпринимательского типа, так и компании регулярного менеджмента. Затребованы такие качества компании предпринимательского типа как активный поиск рыночных возможностей; открытость во взаимодействии с персоналом; быстрота и гибкость во взаимодействии с внешним окружением и др. Вместе с тем затребованы и такие качества компании регулярного менеджмента как нацеленность на эффективность бизнес-процессов; использование комплекса управленческих систем и инструментов; активное использование механизмов контроля и др. В результате проведенного анализа мы выделили 5 особенностей успешного антикризисного управления: • Решительные и эффективные действия • Быстрота и гибкость, «организационная подтянутость» • Информационная открытость и контроль • Планирование: оперативное и сценарное • Приоритет роста продаж Каждая из этих особенностей успешного антикризисного управления раскрывается в исследовании на конкретных примерах из практики опрошенных компаний и цитатах участников исследования.
Как отмечают практики, мата в 2009 году было израсходовано больше, чем за все последние годы роста бизнеса. Но кризис вынудил изменить управление российскими компаниями в сторону большей реалистичности, воли и интеллекта.