Федеральный закон №315 «О саморегулируемых организациях» был принят 1 декабря 2007 года. Подразумевается, что СРО позволят навести порядок в различных сферах бизнеса путем разработки и установления стандартов и правил деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Эта цель, выгодная клиентам транспортных компаний, вызывает жаркие дискуссии в среде самих перевозчиков.
После отмены в 2005 году лицензирования в сфере автоперевозок количество игроков на этом рынке резко выросло. Если в 2005 году в отрасли было зарегистрировано 1085,5 тыс. человек, то в 2007-м среднегодовая численность работников транспортных предприятий составила уже 1113 тыс. человек. Однако увеличившаяся конкуренция не привела к соразмерному росту качества оказываемых автоперевозчиками услуг, поскольку в отрасли оказалось много случайных людей.
Общий экономический спад, вызванный кризисом, привел к резкому сокращению объемов перевозок в России. По данным Федеральной службы государственной статистики, грузооборот автомобильного транспорта за 11 месяцев 2009 года составил 163,1 млрд тонно-километров, т.е. всего 74,82% относительно того же периода предыдущего года.
Сокращение спроса вызвало падение цен на услуги автоперевозчиков до 50%. В этих условиях наиболее пострадали компании, работавшие на перспективу, т.е. вкладывавшие средства в инфраструктуру, повышение качества обслуживания, в закупку новой техники. Вынужденные выживать в этих непростых условиях компании заморозили свои инвестиционные проекты. Так, по данным Российской ассоциации лизинговых компаний, по итогам 9 месяцев 2009 года в секторе автотранспорта объем нового бизнеса сократился на 72, 91%, а количество контрактов - на 65,8%.
В сложившейся ситуации институт СРО, введение которого обсуждалось в рамках Всероссийской конференции автоперевозчиков «МАФ-Регион - 2010», помог бы добросовестным перевозчикам сохранить бизнес. Но, как показывает практика, компании относятся к инициативам правительства со сдержанным оптимизмом. И тому есть несколько причин: 1. Непонятно, каким критериям должны удовлетворять автоперевозчики для вступления в СРО? Мелкие и средние компании опасаются того, что крупные игроки захотят установить перед ними заградительные барьеры и тем самым попытаются выдавить с рынка. 2. Нет ясности в размере вступительных взносов. Например, минимальная сумма взноса члена СРО в оценочном бизнесе составляет 30 тыс. рублей, а в строительстве уже 1 млн рублей. 3. Как СРО будет нести ответственность за перевозчика перед клиентом? Например, Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП) несет субсидиарную ответственность перед российской таможней за своих членов в области таможенного транзита на территории РФ. Ответственность за каждый рейд составляет 60 тыс. евро. А если учесть, что время до принятия претензии от таможни после каждого рейда может затягиваться на 27 месяцев, то 60 тыс. евро АСМАП должна держать на депозите весь этот срок. Возникает вопрос, из каких средств будет формироваться подобный фонд в СРО?
Для поиска ответов на эти и другие вопросы на конференцию «МАФ-Регион - 2010» в Тверь приехали 120 делегатов, представлявших большую часть отраслевых объединений автоперевозчиков центральной части России, в том числе: АСМАП России, Российский автотранспортный союз, НП ОДП «Белогорье», НО ЛАТ, НП ОДП «Придонье», НП ОДП «Беломоры», НП ОДП Владимирской области, НП «Средняя Волга», НП «Донской транспортный альянс», АНО «Автотранспортников Южного региона», НП «Паритет», Межрегиональный профсоюз водителей - профессионалов, профсоюз «Дальнобойщик».
По результатам работы конференции был принят ряд решений, которые переданы в Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента. Новый раунд обсуждения актуальных вопросов отрасли автоперевозок состоится под эгидой проекта «МАФ-Регион» 26-27 марта 2010 года в Белгороде.
С принятыми решениями можно ознакомиться на сайте www.maf-expo.com (раздел «МАФ-Регион» - Итоги). Там же размещена более подробная информация обо всех мероприятиях Международного автотранспортного форума.
Свою оценку прошедшей конференции дал Генеральный директор Международного автотранспортного форума, Геннадий Никин: «В этом году конференция МАФ-Регион Тверь» стала для нас дебютной и сразу подтвердила высокий статус мероприятия, а также правильность выбранного нами курса на сближение бизнеса и власти. На сегодняшний день МАФ является единственной площадкой, где перевозчики вместе с представителями госорганов могут найти ответы на злободневные вопросы. Интерес к данному мероприятию есть. Поэтому мы уже сейчас работаем над подготовкой следующего мероприятий «МАФ-Регион - Белгород», которое пройдет в марте этого года».
Дирекция Международного автотранспортного форума выражает особую благодарность за оказанную помощь в подготовке конференции «МАФ-Регион - Тверь» НО «Тверской автотранспортный союз», ООО «БалтАвтоЛогистика», ООО «Ман Автомобили Россия», ООО «ХендеКомТранс» и компанию CityPoint.