Twitter, Facebook и "Виртуальные экспедиции" достигли самой высокой мировой вершины
В 1992 году самый прославленный американский альпинист Эд Вистурс (Ed Viesturs, совершил семь восхождений на Эверест) принял участие в рискованнейшей спасательной операции на второй по высоте мировой вершине K2 (Пакистан). Тогда на высоте более 7900 м над уровнем моря (примерно на такой высоте летают пассажирские самолеты) один из альпинистов тяжело заболел, и Эду вместе с товарищами пришлось спускать его к подножию горы.
На помощь были брошены самые лучшие на тот момент технологии. Во время спуска один из альпинистов по радио сообщал в базовый лагерь информацию о состоянии больного, а руководитель экспедиции передавал ее по спутниковому телефону медицинскому специалисту в Новой Зеландии и затем сообщал его рекомендации альпинистам. "Я был потрясен этой технологией, - вспоминает Эд Вистурс. - Мы пытались спасти жизнь человека в одном из самых глухих уголков земного шара, а нам помогал своими советами врач, находившийся в другом полушарии".
Сегодня работа спасателей стала легче, по крайней мере, на Эвересте. Там на высоте 5100 метров недавно установили базовые станции 3G. Это самые высотные и самые удаленные в мире базовые станции, поддерживающие высокоскоростные услуги беспроводной передачи голоса и данных. Они позволят альпинистам, находящимся в базовом багере и в непосредственной близости от него, пользоваться не громоздкими спутниковыми телефонами, а обычными смартфонами (Blackberry, iPhone и т.п.) - если, конечно, эти устройства выдержат местные морозы. Альпинисты смогут делать экстренные звонки, а также пользоваться Интернетом, обновлять данные на страницах Facebook и в Твиттере, устанавливать видеосвязь с родственниками, друзьями и командой поддержки. "Теперь на Эвересте доступны все те же сервисы, что и дома", - утверждает Эд Вистурс.
Много воды утекло с тех пор, когда Эд начинал свой путь к заоблачным вершинам, а единственным видом связи между альпинистами и их близкими была по-черепашьи медленная традиционная почта. В 1987 году во время первого восхождения на Эверест Вистурс передавал свои нацарапанные в горах письма местным жителям, лишь надеясь на чудо: "Я сознавал, что вернусь домой быстрее, чем мои открытки дойдут до адресата".
Затем появились спутниковые телефоны, но поначалу из-за своих размеров они оказались непригодны для высокогорных экспедиций. По словам Эда, в 1992 году, когда он и его товарищи предприняли попытку покорить пик К2, набор для спутниковой связи занимал четыре чемодана. Впрочем, со временем эти устройства становились все более компактными, и в 1999 году Вистурс впервые совершил восхождение с портативным телефоном. А затем эти устройства и вовсе вошли в обиход.
Что же касается доступа в Интернет, то он появился в базовом лагере на Эвересте в 2003 году, когда там были созданы палаточные интернет-кафе. Однако, по словам Эда Вистурса, скорость доступа была "невероятно медленной", а цена заоблачно высокой и к тому же с поминутным тарифом. Все изменилось с появлением на Эвересте новой технологии 3G. "Это отличное решение для молодых альпинистов, привыкших к постоянному доступу в Интернет", - считает Эд.
Тем не менее к новым возможностям связи Вистурс относится неоднозначно. По его мнению, постоянные разговоры по телефону и общение в социальных сетях разрушают романтику путешествий в места, оторванные от цивилизации, а главное, создают ложное чувство безопасности: "Находясь на связи, человек готов идти на больший риск. Но если вы попали в беду на Эвересте, вам грозит реальная опасность, какой бы телефон ни лежал у вас в кармане, и помочь вам сможет лишь тот, кто находится рядом, на склоне той же горы".
Так или иначе, преимущества связи бесспорны. И главное из них, по мнению того же Вистурса, - это возможность говорить с родными и близкими. Кроме того, услуга 3G откроет новые возможности для спонсорских программ, позволяя альпинистам заводить знакомства и заручаться поддержкой в ходе мультимедийных "виртуальных экспедиций".
Раньше в рамках спонсорских программ Эд Вистурс с помощью спутникового телефона передавал краткие новости о своих приключениях в систему голосовой почты. Затем спонсор распечатывал эту информацию и публиковал ее в сети без фотографий и видеоматериалов. Считается, что услуга 3G повысит спрос на фотографии и поможет спонсорам ежедневно публиковать видеоклипы об экспедициях.
В 2005 году компания Cisco оказала Вистурсу спонсорскую поддержку во время исторического восхождения на вершину Аннапурна в Непале (в результате Эд стал первым гражданином США и пятым человеком в мире, покорившим все 14 высочайших пиков планеты без кислородной маски). Во время этой экспедиции Эд Вистурс пользовался защищенными маршрутизаторами и другими технологическими решениями Cisco для беспроводной отправки электронной почты из базового лагеря и общения с семьей с помощью приложения Cisco, превратившего его ноутбук в видеотелефон. "Мы хотели показать, что доступ в Интернет можно получить абсолютно везде, в любой среде", - говорит старший директор Cisco по стратегии и планированию, сам заядлый альпинист Марк Пешофф (Mark Peshoff), установивший спонсорские отношения с Вистурсом пять лет назад после того, как Эд покорил вершину стратовулкана Рейнир (Mount Rainier) в штате Вашингтон. По словам Пешоффа, сеть, развернутая на горе Аннапурна, стала использоваться еще и для улучшения образования и медицинского обслуживания местных жителей.
Говоря о будущем развитии технологий, Вистурс прогнозирует скорое появление телевизионных трансляций о ходе экспедиций на Эверест. Пешофф считает, что потоковая передача в реальном времени позволит врачам и другим специалистам, находящимся в базовом лагере, непрерывно следить за состоянием здоровья альпинистов, совершающих восхождения. "Мы будем знать, что у них возникли проблемы, еще до того, как они сами это почувствуют, - говорит Майк Пешофф. - Это поможет спасать человеческие жизни".
В 2011 году Эд Вистурс планирует покорить вершину Винсон, самый высокий пик в Антарктиде (4.897 метров), а Пешофф хочет взобраться на Чо Ойу, шестую по высоте мировую вершину (8.201 м). Возможно, однажды они оба воспользуются услугами 3G на Эвересте: Майк мечтает покорить и этот пик и надеется, что Эд составит ему компанию.
Дополнительную информацию с удовольствием предоставит
Александр Палладин, руководитель пресс-службы ООО "Сиско Системс"
(тел. +7 985 226-3950).
О компании Cisco
Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.