GfK, одна из крупнейших в мире исследовательских компаний, ежегодно проводит сбор информации о ключевых финансовых показателях рынков Восточной Европы и включает их в так называемую Базу данных о финансовых услугах (Financial Services Database). Это помогает нашим деловым партерам в получении необходимой информации о локальных и региональных рынках в целях эффективной работы компаний в нестабильных экономических условиях.
Один из ключевых показателей эффективности демонстрирует несколько иную ситуацию, чем принято считать, - прослеживается тенденция на увеличение числа граждан Центральной и Восточной Европы, пользующихся финансовыми и банковскими услугами. В то время как рост этого показателя резко остановился в 2008 году, начиная с прошлого года число граждан, пользующихся финансовыми и банковскими услугами, стало постепенно увеличиваться. В среднем, в 2008 году 74% населения Центральной и Восточной Европы имели взаимоотношения с банками; к 2011 году эта цифра увеличилась до 80%. «Я ожидаю дальнейшего развития в этой области - например, Польша имеет огромный потенциал, так как еще примерно треть населения не является активными пользователями банковских услуг», - полагает Растислав Косан, региональный исполнительный директор по исследованиям на финансовом рынке в регионе Центральной и Восточной Европы.
Хотя в 2008 году рост пенетрации текущих счетов среди клиентов банков резко замедлился, с того момента показатель количества открытых текущих счетов увеличился с примерно 41% до 47% в 2011 году. Второй показатель вернувшейся положительной тенденции - это владение пластиковыми картами. Несмотря на то, что принцип: "С наличностью ты король" - по-прежнему широко распространен в данном регионе, пенетрация банковских карт постоянно увеличивается, и теперь каждый второй житель Центральной и Восточной Европы может использовать пластиковую карту для осуществления покупок. Лукас Тумсер, заместитель регионального исполнительного директора GfK по исследованиям финансового рынка в Центральной и Восточной Европе объясняет: «Развитие быстрорастущих рынков в этом регионе все больше зависит от внешних воздействий, и поэтому оно заметно замедлилось в последние годы. Это результат растущей международной экономической интеграции между финансовыми рынками, но, тем не менее, процесс роста и «навёрстывания упущенного» в регионе Центральной и Восточной Европы не прекратится».
Россия по доле пользователей банковских услуг среди стран Центральной и Восточной Европы находится в списке наиболее продвинутых стран: весной 2012 г. хотя бы одной из услуг воспользовались порядка 85% россиян в возрасте старше 16 лет. Пользование банковскими картами - один из наиболее стабильно растущих сегментов в сфере банковских услуг: зарплатная карта на сегодняшний день есть у 48% россиян (в Москве - у 67%), дебетовая карта, оформленная самостоятельно, - у 11% (в Москве - у 31%). Елена Якубовская, руководитель отдела исследований финансового рынка GfK Rus комментирует: «В целом по России число пользователей банковских карт (любого типа) за последний год возросло с 49 до 56%. Тенденция роста наблюдается во всех регионах, наиболее ощутимо - в Северо-Западном и Приволжском Федеральном округах. Здесь мы не отстаем от стран Центральной и Восточной Европы. Однако, налицо явное отставание по доле пользователей он-лайн банкингом: здесь Россия находится в списке наименее продвинутых стран и пока на уровне развития таких стран, как Словакия, Польша, Хорватия в 2004-05 гг.»
GfK - одна из ведущих компаний на рынке маркетинговых исследований в мире. 11000 экспертов GfK ежедневно работают над тем, чтобы понять, как люди живут, что думают и что покупают на более чем 100 рынках по всему миру. GfK внедряет самые актуальные технологии и передовые исследовательские методы для того, чтобы помочь компаниям как можно больше узнать об их клиентах. В 2011 году объём продаж GfK составил 1,37 млрд. евро.
Rus - была образована в 1991 году. В настоящее время в компании работают более 320 специалистов. GfK Rus проводит исследования на рынках потребительских товаров, товаров длительного пользования, бизнес-услуг, финансов, розничной торговли, здравоохранения, туризма, автомобилей, телекоммуникаций и СМИ.
Твиттер: www.twitter.com/GfK_Rus.