Во время недавнего визита российского президента в Казахстан было подписано соглашение, которое серьезно повлияет на развитие автопрома этой страны. Российский АвтоВАЗ договорился с компанией «Азия Авто» о строительстве в городе Усть-Каменогорске, столице казахстанских металлургов, нового автомобильного завода полного цикла.
Надо сказать, что сборочное предприятие «Азия Авто» действует в Казахстане уже почти десять лет, и судьба его не была легкой. В настоящий момент ему удалось завоевать лишь около 10% казахстанского рынка. Ему пришлось непросто во время мирового финансового кризиса, хотя даже в 2010 году, на его пике, «Азия Авто» лишь сократило объемы выпуска автомашин, но не останавливало конвейер.
Выстоять удалось благодаря серьезной поддержке казахстанского правительства. Для экс-премьера Карима Масимова (с 24 сентября он занимает пост руководителя администрации президента РК) задача сохранения казахстанского автопрома была вопросом престижа. И компанию «Азия Авто» можно, в определенном смысле, считать его детищем: в РК принята программа форсированного развития несырьевого сектора экономики, частью которой является создание собственного автопрома. В частности, во время кризиса госчиновников по всему Казахстану обязали приобретать для служебных нужд именно продукцию «Азия Авто». На протяжении нескольких последних лет под эгидой правительства велись переговоры с иностранными партнерами предприятия, и в результате модельный ряд выпускаемых в Казахстане автомобилей существенно расширялся. «Азия-Авто» сотрудничает со «Шкодой», KIA и другими фирмами, но, конечно, главным партнером остается российский «АвтоВАЗ».
Однако до последнего времени доля, как выражаются в РК, казахстанского содержания была в автомобилях «Азия Авто» не слишком большой: в Усть-Каменогорске в основном монтировали двигатели на уже собранные корпуса - то, что называется крупноузловой сборкой. Теперь же предполагается, что накопивший серьезный опыт завод выйдет на полный цикл сборки, включая линии сварки, окраски, сборки и даже выпуска комплектующих. Собственно, можно говорить о создании нового предприятия, рассчитанного на завоевание рынка Центральной Азии, а также Сибирского федерального округа РФ.
На первом этапе производительность предприятия составит 60 тысяч автомашин ежегодно, а после выхода на проектную мощность - вдвое больше. Предполагается, что на рубеж в 120 тысяч автомобилей в год выйдет через семь лет. При этом инвестиции только в строительство первой очереди завода составят около 400 миллионов долларов.
Будет ли способен местный рынок поглотить столь крупные объемы поставок? Тем более, что Узбекистан, собирающий автомобили южнокорейского производства, высокими ввозными пошлинами фактически закрыл свой рынок для проникновения извне. Похоже, что емкость рынка окажется достаточной. И на это повлиял работающий уже два года Таможенный союз с Россией.
Новое казахстанское предприятие будет выпускать обновленную «Ладу Калину» и «Ладу Гранта». После того, как Казахстан присоединился к Таможенному союзу, который предполагает общие для всех участников пошлины на ввоз иномарок, доля продукции АвтоВАЗа начала заметно расти на рынке этого государства - сказалось соотношение цена-качество. И сейчас именно выпущенные АвтоВАЗом автомобили занимают почти 40% всего объема продаж в РК. Казахстанские маркетологи предполагают, что эта тенденция имеет долговременный характер.
Единственное, что вызывает вопросы в этой сделке между «Азией Авто» и российской корпорацией - это источники финансирования проекта, которые стороны пока не раскрывают. Очевидно, что это будут кредитные средства. Не исключено также, что в рамках государственно-частного партнерства Россия или Казахстан смогут привлечь для этого и государственные средства, или же выступят гарантом по кредитам. Такая практика, по крайней мере, в Казахстане, достаточно распространена. Однако речь идет об очень больших объемах финансовых вливаний - несколько миллиардов долларов, чтобы вывести предприятие на проектную мощность… Но в том случае, если финансовую проблему удастся успешно решить, «Азия Авто» станет брендом, известным на просторах всего СНГ, а также реальным примером выгоды, получаемой странами, входящими в Таможенный союз, от реальной интеграции их экономик.