Можно ли сегодня в России «на коленке» создать технологию, которая завтра захватит мир? Оказывается, можно. Как показывает пример «Русских Навигационных Технологий», в российских условиях абсолютно реально повторение историй рождения таких бизнесов, как Apple или Google,когда пара увлеченных студентов начинает что-то изобретать в отцовском гараже, а затем их затея превращается в глобальный бренд. Главное - придумать хорошую идею и показать, что она работает. Основатели РНТ смогли это сделать. Благодаря им, то, что вчера казалось фантастикой, сегодня становится массовым сервисом.
Историю этого российского технологического стартапа сегодня изучают студенты Гарварда, как пример классического в американском понимании венчурного бизнеса, выросшего из одной, казалось бы иллюзионной, идеи студентов, и прошедшего весь этап становления до крупной публичной компании. Зародился этот бизнес случайно, и с не самым удобным стечением обстоятельств.
И передвижение машины, пришла в голову Борису Сатовскому, после того, когда в одно утро у него из гаража угнали его «Мерседес», и охранные системы не помогли предотвратить угон.
В 2000 году у Сатовского был свой технологический интеграторский бизнес, компания «Руслан Коммуникейшнз». На компанию работали трое студентов, писавших софт на заказ. Типичные фрилансеры. Ребята уже успели сделать для компании несколько проектов и Борис Сатовский предложил им перейти работать к нему на постоянную основу самостоятельным отделом, в первую очередь сосредоточившись на реализации идеи отслеживания транспорта. В их числе были Иван Нечаев и Андрей Азовский. Сегодня они занимают должности, соответственно, генерального и технического директоров РНТ.
Работа над проектом заняла около трех лет. Проблема заключалась в том, что для проверки системы нужны были подходящие каналы передачи информации, которых на тот момент не было. И только в 2003 году, появилась возможность провести тестовое внедрение технологии, которую назвали «АвтоТрекер». Пилотный проект был реализован на базе автопарка компании «Дон-Строй и оказался крайне удачным. Как рассказал «Деталям мира» Иван Нечаев, первые же внедрения дали экономию на нецелевом использовании транспорта и бензине в 20%. Клиент был очень доволен.
И дальше встал вопрос куда двигаться. Иван Нечаев вспоминает: «Было несколько потенциальных рынков. Был рынок охраны, который уже существовал, и на нем были свои лидеры, и был рынок мониторинга транспорта. Нам показалось, что тема мониторинга была более комплексная, сложная и более востребованная. И тогда мы определились, что занимаемся исключительно этим сектором. Будем ориентированы на то, чтобы помогать предприятиям отслеживать все, что у них перемещается, и на базе этих данных получать некоторую выгоду - экономию на операционных издержках, логистике».
О том, что можно контролировать с помощью их разработки, Иван Нечаев отвечает, что практически все, что только может придти в голову в применении к транспортному средству или грузу. Например, можно контролировать стиль вождения водителя, превышение им разрешенной скорости, динамику ускорения-торможения, плавность поворотов, толчки дорожного полотна, пристегнут ли водитель, включен ли у него ближний свет, где он останавливался, покидал ли он машину, менялся ли температурный режим в грузовом отсеке (если груз требует контроля температуры), были осевые ускорения у груза. Не говоря уже о сливе топлива, и любых отклонениях от заданного маршрута. Данные могут передаваться разными способами, но самый доступный - сотовая связь. Для получения информации о местоположении используется как американская GPS, так и российская ГЛОНАСС.
И даже, как оказывается, система отслеживания позволяет контролировать следование регламенту управления конкретным транспортным средством, с учетом его специфики. В этом случае водителю в кабину монтируется панель с двумя лампочками - красной и зеленой. Если водитель управляет машиной правильно, горит зеленая лампочка, если он управляет машиной с нарушением регламентов - загорается красная.
Каждому элементу, который можно отслеживать, выставляется свой балл. Дальше рейтинговая система выставляет общий балл водителю. Если из, условно, 10 баллов он регулярно получает 5, то такого водителя лучше поменять, говорит Иван Нечаев.
К 2005 году продукт был создан и успешно опробован на десятках клиентов. Эффективность от внедрения системы на транспортных предприятиях была очень высокой. Продукт, благодаря десяткам успешных кейсов, начал стремительно завоевывать рынок.
В этот момент Борис Сатовский понял, что развивать этот проект в рамках компании «Руслан Коммуникейшнз» уже неэффективно, нужно выводить его в самостоятельный бизнес, тогда и родилась компания «Русские Навигационные Технологии». «Когда мы выделились в отдельную компанию, мы уже отбили затраты на создание системы и имели первый пул клиентов», — вспоминает Иван Нечаев.
Новая компания росла по оборотам на 100% в год, и ей явно не хватало собственных ресурсов, чтобы в короткие сроки выйти сразу на весь национальный российский рынок. Спрос на ее разработку был большим. Понадобились серьезные деньги на экспансию. Здесь снова важную роль сыграл Борис Сатовский. В 2007 году он познакомился с созданным при участии РВК Фондом венчурных инвестиций ВТБ, который в тот момент пополнял свой портфель. РНТ прошли отбор компаний для инвестиций, как бизнес уже имеющий приличный оборот, быстро растущий и обладающий своими собственными ноу-хау. Переговоры были длительными, но успешными. РНТ в итоге получила инвестиции. Первый транш пошел на доработку продукта, второй - на создание дилерской сети и открытие региональных представительств.
В 2010 году РНТ преобразовалась в Открытое Акционерное Общество, а 07 июля 2010 года ОАО «Русские Навигационные Технологии» вышла на IPO на рынке инноваций и инвестиций ММВБ, став первой российской венчурной компанией, прошедшей классический путь развития от студенческого стартапа до выхода на IPO. Акции купили институциональные фонды.
Сегодня РНТ работает уже в 23 странах мира, в том числе на очень перспективном бразильском рынке, а в Европе обслуживает крупнейший автопарк. Это более 60 тыс. транспортных средств. Основная часть этого парка, конечно, приходится на Россию и страны СНГ. Но число новых клиентов в самых разных уголках света быстро растет. Компания уже входит в десятку крупнейших глобальных игроков на этом рынке.
По словам Ивана Нечаева, РНТ не стремится на рынки именно Европы и США, а предпочитает осваивать рынки развивающихся стран. Объяснение простое - эффективность от внедрения «АвтоТрекера» в развивающихся странах выше, в то время как в США и Европе и логистика развита лучше, и злоупотреблений водителей по отношению к рабочему транспорту существенно меньше. То есть порог входа на развивающиеся рынки существенно ниже.
Самое интересное в развитии РНТ - это те дополнительные возможности, которые рождаются из основного бизнеса. Обслуживая десятки тысяч машин, компания в режиме реального времени способна прогнозировать трафик, пробки, время доставки грузов. Уже несколько лет РНТ является одним из ключевых поставщиков данных для сервиса «Яндекс-пробки». Детали сотрудничества с «Яндексом» Иван Нечаев раскрывать категорически отказался. Между тем, не без гордости сообщил «Деталям мира», что его компания обладает на сегодняшний день крупнейшей базой загрузки российских дорог за последние 3,5 года. Со временем на рынке под тем или иным брендом появятся сервисы, которые будут точно прогнозировать пробки на маршруте вашего завтрашнего движения по городу. Точнее, зная ваш завтрашний маршрут, сопоставляя его с прогнозной моделью, построенной на основе накопленных данных, система сможет предложить вам такой график движения, который позволит перемещаться максимально эффективно, без потери времени во многочасовых пробках.Если соединить эти данные с прогнозами погоды можно добиться потрясающих результатов в целом по региону или стране, сделав передвижение транспорта предельно эффективным.
Иван Нечаев уверен, что за интеллектуальными системами мониторинга трафика будущее. Причем для их построения не нужен 100% охват всего автопарка «АвтоТрекером». По оценке РНТ,достаточно установки модулей телеметрии примерно на 25% транспорта, перемещающегося по дорогам конкретного региона. В России сейчас охват системами мониторинга в районе 8-12%. То есть через 5-6 лет точность прогнозирования трафика реально может вырасти на порядок, а пользователям станут доступны кажущиеся сегодня фантастикой услуги. Точно также, как фантастикой в 2003 году первым клиентам РНТ казалась сама возможность знать о машине и ее грузе абсолютно все в режиме реального времени.