В Костроме выставка открыта для всех желающих до 17 августа.
Затем она будет перевезена в другие города, в том числе и зарубежные.
Около 200 работ, объединённых одним названием - «…Вспоминая Российский Императорский Дом…». Каждая из них уникальна и неповторима. Кроме протокольных, официальных кадров, сделанных во время дружественных визитов семьи в различные страны или приёмов в Зимнем дворце, Кремле, на снимках запечатлены бытовые сцены, семейные портреты в неформальной обстановке - как сегодня бы сказали, не для печати. Есть и вовсе уникальные кадры, на которых Великая княжна вместе с дочерьми работает медицинской сестрой в Царскосельском госпитале. Мало кому известно, что в годы I Мировой войны супруга и дочери императора выхаживали раненых. Автор снимков - один из вылеченных и вернувшихся в строй офицеров, полковник, будущий генерал Александр Сыробоярский, прославивший своё имя в легендарном Брусиловском прорыве. Его фото можно увидеть рядом. А чуть поодаль - сфотографированные им же письма и подписи Александры Фёдоровны, княгинь Ольги и Татьяны, написанные офицеру в то время, когда они уже пребывали в заточении большевиков. В эмиграции офицер сохранил фотографии в личном альбоме, пополняя его снимками, сделанными другими людьми - очевидцами переломной эпохи. Так появилась целая коллекция, ставшая достоянием культурно-исторического центра в США, основанного офицерами-эмигрантами царской армии в 1953 году. Позже это национальное достояние вернулось на родину и теперь доступно россиянам. Каждая из фотографий представляет собой историческую реликвию, находку, ценнейший документ - как для историка, так и для любителя. Не случайно выставка вызвала в Костроме настоящий резонанс.
В день открытия среди посетителей - постпред Президента в ЦФО Александр Беглов, губернатор области Сергей Ситников, глава городской администрации Виктор Емец, Архиепископ Костромской и Галичский Алексий Фролов, представители Департамента культуры и многочисленные гости - руководители Музея А.С. Пушкина (г. Москва), Третьяковской галереи, Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, усадьбы М.Ю. Лермонтова в Тарханах и, конечно же, хозяева праздника - музейные работники Романовского музея в Костроме, отмечающего 100-летие со дня своего основания. Также среди гостей - представители рода Лермонтовых.
Подготовка к мероприятию началась полгода назад и продолжалась до первых августовских дней. Концепция выставки организаторами продумана до мелочей - подбор коллекции, оформление, выдержанное в имперском стиле, благодаря чему она органично вписалась в интерьер парадного зала музея и стала логическим продолжением постоянной экспозиции музея «Посещение императором Николаем II Костромы в 1913 году», когда, собственно говоря, и был открыт музей.
- Мы рады, что смогли дать возможность широкой публике как в России, так и за рубежом вспомнить подлинные страницы истории России, запечатлённой на этих снимках, - говорит исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей Наталья Гойденко.
Бесспорно, что задуманное удалось. По случаю открытия выставки и празднования 100-летия со дня рождения музея в Белом зале (который создан по подобию Колонного зала Дома Союзов Московского Кремля) был дан торжественный концерт, на который НФПП пригласил известного музыканта Юлию Стадлер. Несмотря на плотный гастрольный график, пианистка из Санкт-Петербурга откликнулась на предложение фонда и выступила блестяще, покорив публику своим мастерством, исполнив бессмертные произведения Рубинштейна из цикла «Каменный остров», посвящённого августейшим особам семьи Романовых.
- Эта выставка - проявление гражданской инициативы, - поделилась своими впечатлениями сотрудник научно-просветительского отдела Третьяковской галереи, Председатель Правления благотворительного фонда им. П. Третьякова, издатель журнала «Русское искусство» Елена Бехтеева. - Замечательно, что фонд представляет выставку и популяризирует наследие российской культуры не только за границей, но и едет в старинный красивейший русский город. Мне бы очень хотелось задумать что-то совместное во имя одного общего дела. Может, объединившись в своём порыве в гражданское сообщество, которое любит Россию, мы будем рассказывать о том ценном, чем были богаты и гордились во все времена - нашей культуре, великом языке и классическом наследии.
После такого яркого начала и успеха в Костроме можно не сомневаться, что выставку ждут новые и не менее тёплые встречи с публикой и в других городах России и Европы - испанском Льорет де Маре, сербском Белграде, Париже, Берлине, Алуште и в Санкт-Петербурге.