(Часть 2)
Галина Клочкова (Г.К.): Следующий ваш фильм, видимо, будет политическим триллером?
А.К.: Следующий фильм у нас выходит во второй половине этого года, он будет называться «Марсианин».
(Г.К.) (смеется): Вот как мы подошли-то…
Дмитрий Анисимов (Д.А.): Александр, вот вы говорите: «Мы делали, делали, делали». А ваши конкретные действия? Вы имеете отношение к набору актеров, к выбору режиссеров, всей этой банды, которая работала?
А.К.: Вы знаете, что самое интересное? Вот как люди понимают, что такое продюсер, кинопродюсер?
Г.К.: Есть такая профессия.
А.К.: Да. Продюсер - это человек, который рождает всё - от идеи до режиссера, актера - всё. Продюсер - это источник, это причина всего, что там хорошо или плохо, успех, неудача. То есть, по сути дела, всё определяешь. Сколько графики сделать, сколько эффектов. Думаешь, ну вот сейчас мы это сделаем - даст это эффект?
Д.А.: Ну и что, вы вмешиваетесь в работу режиссера?
А.К.: Мы вмешиваемся во всё. Продюсер принимает материалы. Вот сегодня материал снимается, вечером посмотрели - нет, не то. Сидим, обсуждаем.
Д.А.: И режиссер нормально на это реагирует? Он себя не чувствует вот таким автором, и вдруг кто-то, кто оперирует деньгами, вдруг вмешивается в его творческий процесс?
А.К.: Лично я даю себе право заниматься творчеством, потому что я считаю себя творческим человеком. Мне творческий процесс нравится.
Д.А.: А в «Марсианине» вы, помимо прочего, ещё один из авторов сценария. Вы ещё и литературные таланты свои будете каким-то образом прикладывать к кинематографии?
А.К.: Вообще, вот как делается сценарий, например?
Д.А.: Как?
А.К.: У нас была такая творческая группа - Миша Расходников, Саша Карпов, Алексей Петрухин. Вот сидим мы вчетвером, начинаем что-то обсуждать, замысел какой-то. Обсуждаем, потом расходимся, Саша Карпов это пишет. Я этим процессом руковожу. То есть ставлю некие точки, потому что мнений всегда много. «Давай вот так сделаем, вот так сделаем». Опять расходимся, потом собираемся. Саша Карпов что-то написал, мы начинаем читать. Он как актер ходит по комнате, показывает всё это. Мы смотрим: «Нет, слушай, здесь давай вот так закрутим». Как линию сюжетную ведем, ещё что-то, ещё. Потом уходит, опять пишет. Так вот идет работа над сценарием. В нашем случае это труд коллективного творчества.
Г.К.: Ну и, конечно, я переживаю за актеров, Александр. Потому что каждый же из них считает себя гением, а над ним столько начальников. Как вам удается их всех поставить, построить и удержать. Ведь энергетика не только от денег, она берется от чего-то другого, да? Вот как удается?
А.К.: Что такое актер? Актер - это очень мужественный человек. Есть какая-то профессия, например, финансист, юрист…
Г.К.: … учитель…
А.К.: …токарь, слесарь… Учитель, кстати, тоже, мне кажется, мужественный человек, ближе к актеру, наверное. Актер продает свое сердце. Актер должен выйти и…
Г.К.: …на разрыв…
А.К.: Он должен вынуть себя. Это же большое мужество - вытащить себя, вытащить свою искренность, своё естество, свою эмоцию… В Киеве журналисты спрашивают: «Чадов, по нашим слухам, зазнался, «звезду» поймал, сейчас рядом с ним мало кто хочет сниматься», - одни и те же вопросы. Слушайте, я говорю, ну кто там «звезду» поймал? Все они поймали «звезду» или он один - меня вообще не интересует, абсолютно. Меня интересует кадр. Потом всё это неважно, это всё забывается, а фильм остается надолго. Через двадцать лет кто вспомнит? Но у меня тоже это первый опыт работы с актерами, тоже делал ошибки. Привык же я в компании собрания проводить… Я думал так: «Сейчас их всех соберу, и будет собрание». Собрал всех. Это в первый раз было. Цурило Юрий там сидит, все заслуженные артисты. Я по своей наивности говорю: «У нас такая-то цель, сегодня неплохо поработали…» А они-то на меня смотрят, мол: «Ну кто такой?» Ладно бы Михалков вышел… «Вот ты у нас президента играешь, - Юрию Цурило говорю. - Мы с тобой образ подобрали чуть не тот. И ты давай, раз мы тебя уже взяли, давай чуть-чуть вот так, так», - начинаю что-то ему объяснять… Он сидит, весь покраснел, а они же ранимые… Тем более, я даже не понимал тогда… В общем, мы в тот день сильно поругались. Я думаю, как дальше, что делать?.. Потом, на следующий день, помирились, даже лучше стали отношения… В конечном итоге, результат - главное. И если возвращаться к «Вию», для нас какая мотивация, вызов - вот если планета, жители Земли, посмотрят фильм, который снят нами… А мы же не являемся заслуженными деятелями культуры…
Г.К.: …заслуженными деятелями культуры Голливуда…
А.К.: …снимали первую большую картину, снимали её на энтузиазме, на вере. И при этом мы пекли этот блин, и он оказался не комом, а сразу рекордом, за который можно гордиться не только нам, можно гордиться России, Нижнему Новгороду… И просто когда они узнают, что у нас в стране кроме газа, нефти, металла, атомной бомбы…
Г.К.: …ещё есть кино…
А.К.: …что мы ещё живы, у нас что-то происходит, что-то делается, и духовный продукт, в том числе… Вот в этом и есть наша главная мотивация.
Г.К.: Это хороший вызов.
А.К.: Деньги - будут ли они, и сколько их придет - всё равно. Мы на это, конечно, смотрим. Нельзя сказать, что мы вообще не интересуемся. Но это вторично.
Д.А.: Я тут вспомнил, что вы в свое время были депутатом законодательного собрания Нижегородской области, и хотел было спросить, не желаете ли повторить этот поход, поскольку и материальные возможности позволяют, и имидж сейчас уже и актера, и продюсера. Но по тому, как вы сейчас рассказывали об этом, я понимаю, что эта страничка для вас окончательно перевернута. Вам это наверняка уже не интересно?
А.К.: Я очень люблю Нижний Новгород. Я живу в Москве 11 лет. И были годы, когда я лишь по два-три раза в год приезжал сюда на один день. А за последние год-полтора я снова с удовольствием стал возвращаться и много времени здесь стал проводить, здесь и в футбол со своими друзьями, и в шахматы играю. Почувствовал, что не хватает всего этого. Но дело в том, что все равно все время идешь куда-то вперед…
Д.А.: …сейчас вызовы уже другие…
А.К.: …идешь дальше, дальше, дальше, и следующие, новые мечты… Отталкиваешься от уже сделанного и карабкаешься еще выше. Все время ищешь себе какую-то новую мечту и уже концентрируешь все силы в одну эту точку.
Г.К.: И какая сейчас новая мечта?
Д.А.: «Марсианин» будет новой ступенью?
А.К.: «Марсианин» - это совершенно другой проект… Как оценивается сейчас потенциал кино? Делаются нарезки материала, трейлеры, и сразу смотрят, сколько там экшена, сколько там интертеймента… И вот эти вот стрелялки, догонялки, взрывалки, вот эти все трансформеры - они собирают большую кассу. Но я почему-то думаю, что всё по спирали развивается. Эти бесконечные взрывы, бесконечная беготня от первой до последней секунды фильма, который абсолютно тебя не заставляет ни о чем подумать, - мне это уже не интересно.
Д.А.: То есть все-таки должно быть некое содержательно кино?
А.К.: Да, мы сняли другой фильм. Мы сняли кино, где есть интертеймент, есть непредсказуемость сюжета, - как всегда, до последнего момента не понятно, чем кончится… Но самое главное, что есть рассуждение, взгляд на цивилизацию, взгляд на человека, на вечность, на бесконечность. И это основные вопросы. «Солярис», но современный, красивый, бодрый… Этот фильм - философский. Это умное кино. Ты как бы на себя смотришь: а ради чего я живу? Ценности, цивилизация, всё, вокруг чего мы живем: карьера, деньги, слава…
Г.К.: Александр, а что все-таки мечта в жизни?
А.К.: Мечта - что-то оставить, чтобы, когда мы состаримся, что-то осталось после нас надолго для большого количества людей. Такая вот мечта. Пафос какой-то такой…
Г.К.: Нет, хороший искренний пафос, а что такого? А потому что у нас в гостях такой герой. Для меня удивительно, что он пафосные вещи говорит даже не то что бы очень серьезно, а так - почти серьезно. Александр Куликов - нижегородец, бизнесмен, кинопродюсер, но самое главное все-таки - нижегородец. Можно так?
А.К.: Да, конечно. Только так.