Одним из разработчиков этого документа был Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России, Президент ЛСОП Владимир Гутенев.
Впервые инициативу по повышению качества призывников Владимир Гутенев озвучил еще в начале 2013 года. Тогда же предложения по внедрению двухступенчатого обучения студентов на военных кафедрах в ВУЗах с целью повышения уровня умений и навыков военных специалистов были направлены Президенту России Владимиру Путину и Министру обороны Сергею Шойгу.
«Мало создать эффективное современное вооружение. Нужно, чтобы оно «сработало». Иначе говоря, должны быть квалифицированные специалисты, способные грамотно распорядиться новым вооружением, знать и понимать основные особенности его функционирования. Без таких специалистов эффективность нового вооружения, каким бы хорошим оно ни было, становится нулевой. Поэтому техническое перевооружение, которое сейчас происходит в Вооруженных Силах, должно быть подкреплено параллельной подготовкой грамотных военнослужащих», - заявил тогда Первый зампред Думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев.
«Наша идея, озвученная мной в письмах на имя первых лиц страны, нашла живой отклик среди академического сообщества. Еще в 2013 году целый ряд российских вузов обратился к Министру обороны и Министру образования с просьбой считать их учебное заведение готовой площадкой для экспериментального внедрения двухуровневой системы подготовки. Среди них - Московский государственный строительный университет, Самарский государственный технический университет, Южно-российский государственный технический университет, Тольяттинский государственный университет», - подчеркнул депутат.
Научная общественность, действительно, с позитивом восприняла инициативу Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» по введению модульной системы обучения на военных кафедрах. Так, по словам председателя Совета ректоров вузов Уральского федерального округа, ректора Южно-Уральского государственного университета Александра Шестакова ребята, получившие специальность, которая научит их работать с высокотехнологичным военным оборудованием, безусловно, будут иметь карьерные преимущества: «Они будут более востребованы на гражданском рынке труда и, если пожелают, смогут занять более выгодные позиции в вооруженных силах. Для студентов из сельской местности и небольших городков обучение на военных кафедрах послужит развитию профессионального знания и карьерных перспектив. Они получат системную составляющую, которая позволит им стать хорошими специалистами и организаторами как в гражданской сфере, так и по военной линии».
Председатель Совета ректоров Удмуртской Республики, ректор Ижевского государственного технического университетам имени М.Т. Калашникова Борис Якимович, в свою очередь, отметил, что у студентов, по окончании технических вузов появится реальная возможность устроиться на контрактной основе на полигоны, ремонтные предприятия, «военные приемки», НИИ и ОКБ по разработке перспективной продукции оборонно-промышленного комплекса: «Закон позволит в значительной степени ориентировать вузовские кадры на последующую работу в области обороны и безопасности. Это - серьезный профориентационный и мотивирующий фактор. Он предполагает модернизацию программ военных кафедр, соединение их профиля с современными процессами в науке и технологиях. Это значит, что оборонка снова будет ассоциироваться с мейнстримом, а для молодежи очень важна самореализация в профессионально амбициозных сферах».
Начальник военной кафедры Московского автомобильно-дорожного института, полковник Геннадий Шпаков отметил, что в воинских частях сегодня наблюдается большой дефицит сержантского состава. Новая система обучения призвана решить эту проблему: «Дополнительное образование по военной или военно-учетной специальности открывает существенные перспективы для трудоустройства студентов. У них появляются возможности для службы по контракту в армии на сержантских должностях или в силовых ведомствах: МЧС, ФСБ, ФСО, ГИБДД. Представители этих организаций постоянно шлют нам запросы на специалистов в своих сферах, но, к сожалению, пока мы не имели возможности подготовить такое количество выпускников в рамках действующей системы обучения».
Консолидированную позицию в поддержку инициативы по согласованию профессиональной подготовки студентов в гражданских вузах с их обучением на вузовских военных кафедрах высказали профессорско-преподавательские составы 91 российского ВУЗа в ходе вебинара, состоявшегося в мае 2013 года в Туле, отметив, что такой подход позволит вернуть в вузы научную проблематику в сфере обороны и безопасности.
Генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина, резюмируя итоги совещания в Туле, подчеркнула, что обновленные военные кафедры станут фактором мобилизации потенциала университетов в интересах ОПК: «Нужен переход от стабилизационного этапа подготовки кадров для ОПК на основе положительного, но разрозненного опыта, к мобилизационному этапу на основе системной интеграции ресурсов».
В итоге предложения СоюзМаш России, ЛСОП и РСР легли в основу закона о военной подготовке студентов, подписанного накануне Президентом страны. Теперь студенты, обучающиеся в государственных ВУЗах очно, смогут заключать договор с Минобороны об обучении по программам военной подготовки не только офицеров, но и сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса на военной кафедре с обязательным прохождением ими учебных сборов.
Авторы закона, среди которых сенаторы и депутаты, считают, что документ позволит стимулировать добровольную подготовку граждан к военной службе и максимально использовать их профессиональный уровень в интересах формирования военно-обученного мобилизационного людского ресурса.