Но предпринимательство пока еще не опирается на четко спроектированную, целостную систему обучения.
Если сектор краткосрочных образовательных программ, а также сектор корпоративного обучения развиваются очень динамично, то вузы и колледжи в должной мере не участвуют в обучении предпринимательству. Одной из главных причин сложившейся ситуации Юрий Рубин считает превалирующее в российском обществе мнение о том, что предпринимателями рождаются, а не становятся.
В то же время огромное количество специалистов в образовательных кругах пытается развеять миф о некой избранности предпринимателей и доказать, что предпринимательские компетенции, как и любые другие, у человека можно сформировать.
В России уже несколько лет идет дискуссия на тему - есть ли такая профессия, как предприниматель. Но, похоже, правильный ответ знает только образовательное и научное сообщество, потому что эта, казалось бы, очевидная истина, до сих пор требует доказательства. Один из главных аргументов представителей образования - это пример запада. В США образовательная программа «Предпринимательство» - третья по популярности у студентов. И эффект соответствующий: ежегодно в стране создается 1 миллион новых предприятий.
Для российских учебных заведений, которые делают попытки готовить предпринимателей, на данном этапе актуален вопрос образовательного стандарта, который станет основой образовательной системы вузов и колледжей, обучающих профессии предпринимателя.
На сегодняшний день идет создание профессиональных стандартов в области предпринимательства. Об этом участников круглого стола проинформировал вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Юрий Песоцкий. В этой работе задействованы Минтруда, Минэкономразвития, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
Участники круглого стола обсудили перечень предпринимательских компетенций, которые должны лечь в основу образовательного стандарта. По их мнению, предпринимателей нужно учить тому, как «изобрести» бизнес, как его зарегистрировать, как найти партнеров и привлечь инвестиции, как администрировать бизнес и как его закрыть. В число профессиональных компетенций предпринимателя входит также уплата налогов, обеспечение гарантий перед нанятыми сотрудниками и потребителями товаров или услуг, снижение рисков и т.д.
Результатом встречи стали рекомендации, адресованные всем сторонам, которые вовлечены в процесс разработки стандарта и исследований в области бизнес-образования.
Круглый стол в Университете «Синергия» открыл серию аналогичных мероприятий, запланированных в этом году при поддержке Правительства Москвы. Участники следующих встреч обсудят вопросы современных образовательных технологий и контента, которые сегодня необходимы для обучения профессии предпринимателя. Также в рамках создания профессиональных стандартов в области предпринимательства будут организованы конференции, форумы и курсы повышения квалификации для преподавателей образовательных учреждений.
Инна Никитенко