Разговоры о том, насколько любимые многими общеизвестные сказки являются детскими, в литературной среде ведутся давно. Сегодня в России пока только телепередачи и видеоматериалы помечаются специальной маркировкой (0+, 16+, 18+ и т.п.). Возможно, в недалеком будущем то же самое ожидает литературу.
Современные писатели против сказок о насилии
Известный петербургский писатель Антон Тарасов, коррекционный психолог по образованию, проанализировал самые популярные сказки и пришел к выводу, что большинство из них должно находиться в категории 18+. В детской литературе подобным произведениям не место.
По мнению писателя, сказки, заставляющие ребенка испытывать неосознанный страх перед предметами, животными, людьми, объектами, событиями или симпатизировать героям с социально неблагоприятным поведением не могут воспитывать подрастающее поколение. Чтобы понять, где спрятаны элементы насилия в произведениях, достаточно взглянуть на них с психологической точки зрения.
«Колобок» - самый яркий пример сказки с насилием. Лиса уничтожает главного героя (хорошего, доброго и т.п.). Такая жестокость наносит детской психике вред.
«Василиса Прекрасная» - не что иное, как насилие над личностью. Героиня, обращенная лягушкой против собственной воли, долго ждет освобождения.
«Морозко» - асоциальная сказка, вызывает стойкий страх ребенка перед мачехой (отчимом).
«Курочка-Ряба». С психологической точки зрения - странная сказка. Во главе угла ненужный акт вандализма.
Во многих других классических детских сказках также встречаются жестокость, насилие. Вопрос о пользе для детей произведений «Мальчик-с-Пальчик», «Гуси-лебеди» остается открытым.
Другая сторона медали
Но при этом сложно отрицать факт: существующие столетиями сказки явно выполняют определенную миссию, связанную с детством. Психологам хорошо известно о полярности человеческой психики. Одна ее часть, скрытая, бессознательная, называемая «тенью», неизменно влияет на детский, а впоследствии и взрослый выбор.
Прикасаясь к полярному миру через сказку, построенную по принципу «герой-злодей», ребенок чувствует сложность, неоднозначность собственной личности. Это дает выход его скрытым внутренним переживаниям, эмоциям. Соответственно, вопрос о пользе или вреде детских произведений не так однозначен, как кажется.