ГлавнаяНовости компанийНедвижимостьЗападные санкции затронут все сегменты рынка коммерческой недвижимости

Западные санкции затронут все сегменты рынка коммерческой недвижимости

25.08.2014 13:42:02

Косвенно, будут затронуты и другие сегменты экономики, в частности - практически все составляющие рынка коммерческой недвижимости, напрямую или косвенно, - рассуждает председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников.

Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG:

Введение санкций - в целом негативный процесс. Но поскольку он уже случился, надо понимать, чем это грозит. Безусловно, санкции косвенно повлияют на рынок недвижимости, и это влияние уже заметно, однако это скорее продолжение уже начавшихся негативных тенденциях на рынке.

В первую очередь это влияние скажется на офисном и гостиничном сегментах.

Ряд западных компаний могут приостанавливать, либо пересматривать планы по развитию в России, что закономерным образом снизит потребность в качественных офисах. А ведь именно крупные западные бренды нередко являются «якорными арендаторами» в бизнес-центрах премиального уровня. Другими словами, такие компании обеспечивают не только аренду больших площадей, но и являются «центром притяжения» компаний, работающих в аналогичной сфере. Причем в данном случае крупные российские компаний вряд ли «спасут ситуацию»: на фоне всеобщего напряжения и нестабильности они также стремятся минимизировать расходы, а инвестиции в переезд являются не самыми необходимыми тратами.

Кроме того, при снижении темпов развития западных компаний в России уменьшится и поток бизнес-туристов. А это означает, что будет затронут и гостиничный сегмент. Безусловно, значительное снижение рекреационного туристического потока вряд ли произойдет. Но «познавательный» туризм - традиционно - не обеспечивает полной заполняемости гостиниц.

Скажутся санкции и на торговом сегменте коммерческой недвижимости. Правда, это влияние будет, скорее, самым косвенным, основанным на общей покупательской способности и активности населения. Могу предположить, что международные ритейлеры продолжат открывать новые магазины в столичных и региональных городах, хотя возможно и менее интенсивно. Однако, общая стагнация в экономике приведет к снижению оборотов и - как следствие - доходов ритейлеров. Соответственно, это скажется на арендных ставках торговых площадей.

Кроме того, косвенно введение санкций влияет на рынок и общей дестабилизацией понимания рыночной ситуации, уменьшением денежных потоков, и как следствие снижение инвестиций.

Тем не менее, есть и моменты, которые изменят структуру инвестирования. Так, уход иностранных инвесторов и ряд ограничений на инвестиции на рубежом даст возможность российским инвесторам переориентироваться на внутренний рынок. Подобный процесс уже наблюдался в посткризисный период. Следует заметить, что в данной ситуации важно не забывать про концептуальное качество проектов: уменьшение западных инстуциональных инвестиций и отсутствие конкуренции на рынке капитала может привести к его снижению.

Скорее позитивный момент - снижение конкуренции и получение российскими компаниями возможности развития, которая до этого момента была отчасти затруднена присутствием сильных конкурентов. Главное, чтобы это дало действительно технологический качественный толчок для российского бизнеса.

Кроме того, санкции, касающиеся производственного сектора, могут дать толчок к развитию внутреннего производства. А это - в свою очередь - обеспечит развитие сегмента производственных площадей рынка коммерческой недвижимости. Конечно, при наличии или разработке собственных технологий.

Похожие новости

Недвижимость
Аренда квартиры в клубном доме – задача не из легких
Аренда элитных квартир сегодня пользуется безоговорочной популярностью, о чем говорит постоянный спрос на подобное жилье, а также высокие арендные ставки. 30.01.2014 15:25:55
Недвижимость
MARGO: «Мебель в Киеве стало покупать выгоднее»
В этом июне, национальная сеть гипермаркетов мебели «MARGO» предлагаем не просто выгодное предложение, а интересное и удачное решение для выгодных домашних приобретений. 13.06.2014 17:51:13

Маркетинговые исследования