Причины — высокий ресурс этих муфт, отсутствие необходимости их технического обслуживания. Но, прежде всего, радикальное снижение нагрузок на опоры соединяемых машин. Как следствие — повышение наработки подшипниковых узлов, торцовых уплотнений, повышение надежности и ресурса всего агрегата, в котором используются упругие пластинчатые муфты.УстройствоВ упругих пластинчатых муфтах вращающий момент передается через пакеты, состоящие из пластин стальной коррозионностойкой ленты толщиной 0,2-1,0 мм. Форма пластин — в виде диска, мембраны (дисковая муфта), в виде кольца (кольцевая муфта).
Обычно два упругих пакета соединены с двумя полумуфтами и проставкой при помощи болтов и втулок.В кольцевой муфте вращающий момент передается за счет растяжения-сжатия ветвей упругого элемента между поочередно расположенными призонными болтами полумуфты и проставки. В дисковой — аналогично, но болты полумуфт и проставки расположены на разных диаметрах.Каждый пакет упругих элементов является также жестким в радиальном направлении и обладает податливостью только в угловом и осевом направлении. Два пакета, объединенные проставкой, могут компенсировать осевые, угловые и радиальные смещения. Упругий элемент любого типа является жестким на кручение и не компенсирует крутильных колебаний валов.Все детали муфты соединены между собой жестко. Таким образом, муфта компенсирует все виды смещений соединяемых валов исключительно за счет упругих деформаций пакетов.Особенности монтажаОсобенности монтажа упругих пластинчатых муфт связаны с ограниченным допускаемым осевым смещением. При первоначальном монтаже необходимо обеспечить правильное осевое положение полумуфт, при котором упругие элементы не деформированы (т.е., выдержать расстояние L). Для этого роторы двигателя и насоса с полумуфтой устанавливают в рабочее положение (двигатель с подшипниками скольжения — по метке или по результатам холостого пуска, в насосах с гидропятой смещают ротор так, чтобы гидропята закрылась). Замеряют расстояниемежду торцом вала двигателя и торцом полумуфты насоса L1. Затем вычисляют положение полумуфты двигателя и устанавливают ее, фиксируя на валу. Чаще всего, прикрепляют к шпонке при помощи винтов. Иногда, для подгонки осевого размера в конструкцию муфты вводят компенсирующий элемент в виде дистанционного кольца.Другая особенность эксплуатации связана с малыми силами реакции на смещения валов.
При расцентровках, в несколько раз превышающих предельно допускаемые, упругие пластинчатые муфты не только не вызывают повышенных вибраций и шума, но и не позволяют диагностировать расцентровку при помощи аппаратуры. Поэтому центровку валов агрегата необходимо периодически контролировать обычным механическим способом.О безопасности эксплуатацииОпасность возникает при разрушении пакетов упругих элементов.
Первая — возможность "вылета" достаточно массивной проставки. Не во всех конструкциях выпускаемых в настоящее время упругих пластинчатых муфт предусмотрены резервные конструктивные элементы, обеспечивающие центровку частей муфты при разрушении упругих элементов, как это оговорено ISО/СD 13709/АРI 610.Отделившаяся со стороны приводимой машины проставка продолжает некоторое время вращаться вместе с валом двигателя и представляет немалую опасность как для персонала, так и для агрегата.Кроме того, при разрушении упругих элементов происходит соударение или трение частей муфты. Поэтому при эксплуатации во взрывоопасных зонах для тех деталей, которые могут войти в контакт при разрушении упругих элементов, должны применяться материалы, соударение которых не приводит к образованию искр. Применяют бронзу, монель-металл, никель.