Однако туризм - эластичная отрасль, что может способствовать ее восстановлению и дать толчок к оживлению общейэкономической обстановки. После снижения потока туристов во второй половине 2008 года, крупнейшие европейские туристические центры провели ряд стимулирующих спрос мероприятий и выделили дополнительноефинансирование. По прогнозам экспертов Atisreal International (дочерняя компания BNP Paribas Real Estate), те туристические дестинации, на которых благоприятно сказываются изменения на валютном рынке,останутся конкурентоспособными в ближайшем будущем. Также увеличится объем туризма в новых направлениях: Бразилия, Индия и Китай.
Спрос на туристические услуги тесно связан с экономической ситуацией в конкретной стране. По сравнению с другими мировыми регионами, Европа продемонстрировала наименьший рост потока международных туристов. Рост в 4%, зафиксированный между 1997 и 2007 годом, в 2008-м замедлился и к кону года начал снижаться. По прогнозам экспертов, в 2009 году поток туристов в Европе расти не будет. Снизятся иобъемы бизнес-туризма, как результат сокращения компаниями расходов на поездки. В выигрыше, при грамотной маркетинговой политике, могут оказаться внутренние туристические дестинации, так как спрос переключится с долгосрочного туризма на краткосрочный и преимущественно в родной стране. Также усилится поляризация спроса: преобладать будут низкобюджетный и премиум сегменты.
На гостиничном рынке Европы все ярче проявляются тенденции, как имевшие место до кризиса, так и новые. Так, продолжается объединение небрендовых гостиниц в сети, что положительно сказывается на профессионализме отрасли в целом. Собственники все чаще привлекают к управлению професиональных гостиничных операторов, что отражается на росте международных гостиничных сетей и появлении новых брендов. Европейские отели диверсифицировались, свободные ниши заняли бюджетные сети, бутик-отели, отели длительного пребывания, отели с площадками для гольфа. Растет популярность гостиничного девелопмента среди институциональных и частных инвесторов, желающих диверсифицировать свои портфели объектов недвижимости. Инвестиции в гостиничный сектор имеют существенные преимущества перед другими сегментами коммерческой недвижимости. Долгосрочные договора аренды и, как правило, заключение контрактов на управление с одним арендатором, гарантирует высокую доходность в течение длительногопериода. Кроме того, гостиницы отличаются высокой эффективностью использования площадей, по сравнению с офисной недвижимостью.
Тем не менее, уровень инвестиций в гостиничную недвижимость на пяти основных европейских рынках упал с 18 миллиардов евро в 2007 году до 11 миллиардов в 2008-м. Планы развития некоторых гостиничных операторов в 2009 году сократятся в связи с приостановкой многих девелоперских проектов. Великобритания по-прежнему лидирует по объему инвестиционных сделок в гостиничной недвижимости, за ней следуютрынки Франции и Германии. Наиболее резкое падение объема инвестиционных сделок - до 50% - зафиксировано в Испании и Италии, что является следствием финансовых проблем местных инвесторов, преобладающихна этих рынках.
Справка о компании ASTERA St.Petersburg
ASTERA - международная компания, оказывающая профессиональные услуги в сфере коммерческой недвижимости. Активно работает на российском рынке с 1992 года. Офисы компании находятся в Москве,Санкт-Петербурге, Киеве. Клиенты компании - российские, иностранные и транснациональные торговые, промышленные и финансовые корпорации и сети. ASTERA - партнер международной компании Atisreal International. Atisreal - лидер европейского рынка коммерческой недвижимости с 65 офисами по всему миру. В Atisreal работает 2, 500 профессионалов, доход компании в 2007 году составил E= 401 млн. Atisreal - дочернее предприятие BNP Paribas Real Estate, подразделения BNP Paribas, входящего в TOP-10 банков мира по капитализации и основным активам.