«Город замер в ожидании «Царицы». Весь июль Петербург украшали театральные афиши, обещавшие красивую историческую постановку для семейного просмотра, основанную на современном музыкальном и литературном материале. Зрители, которым предстояло первыми увидеть уникальный спектакль, собрались у входа в Александринский театр уже в 6 вечера, где их встречали 9 «живых скульптур», олицетворявших 9 муз.
Оперу о судьбе Екатерины Великой написал более двух лет назад выдающийся композитор нашего времени Давид Тухманов на либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди. В постановке народного артиста РФ Дмитрия Бертмана она превратилась в яркое, масштабное, зрелищное шоу, чему немало способствовала сценография и костюмы заслуженных художников РФ Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного.
В спектакле были задействованы солисты, хор и оркестр ММТ «Геликон-Опера», художественным руководителем которого и является профессор Дмитрий Бертман. Главные партии в премьерных показах исполняли: солистки «Геликон-Опера» Мария Максакова и Елена Семенова (княгиня Екатерина), народный артист России Юрий Веденеев (Князь Потемкин-Таврический), обладатель уникального мужского сопрано Олег Рябец (шведский король Густав IV).
Создатели спектакля продемонстрировали свежее творческое видение, нестандартный подход к этому виду искусства, стремились сделать его понятным и интересным для широкой публики. И они не ошиблись в своем расчете: премьера прошла при полном аншлаге. Директор петербургского Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, посетивший премьеру, отметил, что «Царица» действительно привнесла в искусство что-то новое и преобразила жанр оперы. Антон Николаевич Губанков, председатель комитета по культуре Петербурга, подчеркнул, что повышение престижа оперы как формы досуга имеет большую социальную значимость, поскольку способствует формированию интереса, любви и уважения к историческому наследию.
Также премьеру оперы почтила своим присутствием губернатор Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко.