В общей сложности в нем приняли участие около 18 000 покупателей. Из них частные пользователи составили более 15 000, корпоративные - более 3 000. Опрос проводился с июня по август текущего года. Собранные анкеты обработаны аналитиками компании Softkey. На основании статистических данных был создан обобщенный портрет частного и корпоративного пользователя лицензионного программного обеспечения в России. Так как интернет-супермаркет Softkey проводит подобные опросы регулярно с 2005 года, исследователи имеют возможность отслеживать динамику покупательских предпочтений. А также отмечать изменения отношения пользователей к программному обеспечению и оценивать их готовность к покупке софтверных продуктов.
Интерес к программному обеспечению со стороны женщин медленно растет. Если в 2005 году женщины в общем объеме покупателей составляли всего 13%, в 2009 году их количество достигло 18%. Средний возраст пользователей ПО остается в пределах 25-45 лет. Более 60% всех опрошенных клиентов пользуются Интернетом более 7 лет. 25% оппонентов каждый день выходят в Сеть со своих коммуникаторов/мобильных телефонов. Отвечая на вопрос: "Что для вас лицензионное ПО", более половины пользователей отметили, что считают его гарантией получения техподдержки и обновлений, а также уверенности в стабильной работе программы. Отношение частных пользователей к легальному ПО сегодня находится на уровне 2005 года. То есть количество пользователей, считающих, что все ПО на их компьютере должно быть лицензионным, по сравнению с 2007 годом снизилось на 5 пунктов и составило 29%. Количество пользователей, считающих, что на персональном ПК должно быть как лицензионное, так и нелицензионное ПО, увеличилось на 11% по сравнению с 2007 годом и составило 37%. Тратить на софт от 300 до 600 рублей в месяц готовы 26 процентов частных клиентов. Свыше3 000 рублей могут себе позволить тратить на ПО только 2%. Столько же не планируют никаких трат в данной сфере.
Сравнивая показатели 2007 и 2009 годов, аналитики пришли к выводу, что частота приобретения ПО для частных ПК в России значительно снизилась. Если в 2007 году пользователь покупал в среднем около 5 лицензионных программ, то в текущем году этот показатель упал всего до 2-3 раз. В рейтинге наиболее популярных программ для частного использования лидирующие позиции занимают ОС Microsoft Windows, антивирусы и мультимедиа. Более половины частных пользователей отметили негативное влияние кризиса на собственные доходы, и только 3% заявили об улучшении своего материального положения. 50% корпоративных клиентов, принявших в опросе, работают в компаниях с компьютерным парком от 6 до 50 машин. Только 4% опрошенных сообщили о компьютерном парке более чем в 500 ПК. Корпоративные пользователи по-прежнему не планируют свои IT-бюджеты, и закупают программное обеспечение по мере необходимости. 56% клиентов сегмента SMB в 4 квартале намерены приобрести антивирусы, операционные системы, утилиты и сервисное ПО. Наименее востребованы программы для анализа и принятия решений. 36% опрошенных корпоративных клиентов ответили, что кризис никак не повлиял на IT-бюджеты компании. И только 4% отметили полное сокращение расходов в данной сфере.
В корпоративном сегменте количество компаний, придерживающихся политики работы с абсолютно легитимным софтом, уменьшилось на 2% по сравнению с 2008 годом. При этом количество компаний, руководители которых уверены, что на рабочих компьютерах может быть установлена некоторая доля нелицензионного ПО, увеличилось на 4%. Опрос показал, что половина представителей бизнеса не слышали о SaaS. И только 10% имеют четкое представление о сервисе и признают его очевидные преимущества.
О Softkey: Компания Softkey - интернет-супермаркет и интернет-дистрибутор программного обеспечения, один из ведущих игроков на российском рынке лицензионного ПО. Softkey предлагает широкий выбор программного обеспечения: как для частного, так и для корпоративного использования, приобрести которое удобно и просто можно в режиме онлайн. Клиентам доступны различные способы оплаты покупок, оперативная обработка заказов, возможность отслеживания статуса заказа в персональном разделе, скидки от супермаркета и производителей ПО. Представительства Softkey открыты в Украине, Казахстане, Белоруссии, Болгарии, Израиле, Польше, странах Балтии, Молдове.