2009 год был переломным для всех российских компаний, работающих в сфере ИТ, а для дистрибьюторов в особенности. Оказавшись под давлением как внешних изменившихся условий, следующих от зарубежных вендоров, так и внутренних, вызванных последствиями экономического кризиса, дистрибьюторы были вынуждены менять тактику и принимать жесткие решения, направленные на спасение бизнеса. Поэтому результаты исследования "Лучшие дистрибьюторы 2009", базирующиеся на оценке реселлеров, во многом свидетельствуют о том, насколько успешно российские дистрибьюторы смогли перестроить свой бизнес в соответствии с новой рыночной конъюнктурой и сохранить отношения с партнерами.
В течение 2009 года на российском ИТ-рынке происходила серьезная перестройка каналов продаж. Во-первых, многие вендоры пересмотрели свою партнерскую политику в отношениях с дистрибьюторами, сделав ставку на сильных игроков, особенно в финансовом плане. Дистрибьюторы в свою очередь страховались от ненадежных партнеров, ужесточая финансовую дисциплину. Закрытие или сокращение кредитных линий, жесткая позиция в вопросе возврата долгов сказывались не только на недобропорядочных партнерах - это приводило к изменениюреселлерских каналов продаж. Проблема серьезного переизбытка товаров на складах являлась огромной головной болью для различных дистрибьюторов в первой половине года. Но во второй половине она появилась у реселлеров - многие дистрибьюторы существенно сократили ассортимент и объемы поставок. Реселлеры оказались явно не готовы к такому повороту событий. Кто мог, нашел товар у других поставщиков, но кто-то остался и без товара.Массовые распродажи, характерные для первой половины года, были вызваны дефицитом финансовых ресурсов и подорожанием стоимости заемных средств.
Для ряда дистрибьюторов ситуация также осложнялась проблемой огромной задолженности реселлерских компаний, которые не могли своевременно выполнить свои финансовые обязательства. Более того, в случае банкротства реселлера его поставщики уже не могли вернуть свои средства и начинали испытывать трудности с погашением собственных кредитов. Все это создавало у дистрибьюторов большое внутреннее напряжение. Стоит отметить, что некоторые вендоры пытались пойти навстречу своим дистрибьюторам, оказывая кредитную поддержку, а также обеспечивая проведение маркетинговых кампаний для поддержания спроса на продукцию. К сожалению, на такие шаги могли пойти только крупные производители, обладающие сильными финансовыми резервами, и большая часть дистрибьюторов в борьбе за выживание могла рассчитывать только на собственные силы. Здесь стоит заметить, что они неплохо справились со своей задачей. Как известно, банкротство дистрибьюторовв сфере ИТ не стало заметным, а уж тем более массовым явлением. Наряду с внутренними структурными преобразованиями бизнеса и адаптацией своей работы с партнерами важной составляющей антикризисной политики многих дистрибьюторов стал выход на новые рынки и расширение спектра предоставляемых услуг.