Если сравнивать тримараны с катамаранами, то здесь прослеживается явное преимущество первых в гоночных соревнованиях и развитии больших скоростей. Первое, что имеет большое значение, это распределение нагрузки по корпусам. Существует три вида катамаранов по размещению грузовых помещений. Небольшие катамараны имеют грузовое помещение на мостике. В данном случае расположение центра тяжести так высоко отрицательно сказывается на боковой остойчивости судна. Второй вид катамаранов имеет грузовые помещения в боковых корпусах, примером может служить Мирроркэт. Отрицательной характеристикой этого вида катамарана является слабая жесткость поперечных связей на судне. В третьем виде катамаранов нагрузка распределяется как по боковым корпусам, так и на мостик. Как, к примеру, в Сисмоуке. Такая конструкция весьма неплоха, так как имеет большую прочность. Но и здесь есть отрицательный нюанс. При использовании груза такой катамаран имеет достаточно большое водоизмещение.
В отличие от представленных выше катамаранов, тримаран характеризуется низким расположением центра тяжести, что гарантирует малый момент инерции касательно продольной оси. Все это гарантирует высокую остойчивость судна, наряду со снижением резкости бортовой качки. Кстати, немаловажное значение в этом играет большая ширина поперечного мостика. Хорошее лавирование тримаранов обеспечивается благодаря носовому и кормовому свесам корпуса судна. При этом лавирование также обеспечивается отрывом наветренного корпуса от воды. Во время слабого ветра тримаран ходит на основном корпусе, в данном случае сопротивление поплавков минимальное. Катамаран может иметь преимущество над тримараном лишь в том случае, если он пойдет с отрывом одного корпуса от воды, но это достаточно близко к его предельной остойчивости.
Второе преимущество тримаранов над катамаранами - их прочность. У тримаранов все проще, так как нагрузка распределяется в основном корпусе, а в катамаране - во всех корпусах. В связи с этим тримаран имеет один руль и дополнительный вспомогательный двигатель, точно такие же, как и на других судах. Выигрышными являются короткие поперечные связи в тримаране, которые гарантируют вертикальный клиренс. А это, в свою очередь, предотвращает замывание днища мостика. На катамаране все немного по-другому. Величина клиренса ограничена, так как на мостике располагаются помещения, и конструкция обязана выдерживать величину парусности корпуса. Но даже такие преимущества катамаранов, как незначительный вес и парусность корпуса могут быть реализованы лишь на судах больших размеров. Новейшие прочные материалы, а также их неоспоримая легкость обеспечивают достаточную прочность судна. Однако тримараны длиной 50-70 футов имеют несравнимое преимущество перед такими катамаранами. Лишь при длине 30 футов тримараны начинают уступать катамаранам. В связи с этим, постройка гоночных катамаранов с гибкими поперечными связями просто нецелесообразна, так как вся конструкция не будет обладать достаточной прочностью. Приходится отдавать предпочтение именно тримаранам.
В тримаранах наблюдается прекрасное соотношение не только прочности судна к его весу, но скорее жесткости к весу. Это обеспечивает натяжку штага. Наилучшим типом конструкции является сэндвичевый, в котором применяется пенопласт. Такие суда, как правило, снабжаются пирамидальным парусом. Не пренебрегается также использование в строительстве тримаранов углепластика, который эффективно используется для аутригеров и поперечных связей.
Читать далее: http://yoltica.com/ru/articles/7830.preimusshestvo_gonochnih_trimaranov_v_mire_mnogokorpusnikov.html