Первая версия «ДОТа» вышла в журнале «Подвиг» под названием «Легенда о малом гарнизоне» и без преувеличения стала литературным бестселлером 70-х годов, выдержав стотысячные тиражи. Несколько лет назад по мотивам повести был создан фильм «Сильнее огня», в главных ролях которого снялись известные актеры Никита Зверев и Татьяна Арнгольтц.
Редакционная цензура 70-х годов изъяла из рукописи множество эпизодов, поэтому сам автор считал первую версию неполной и хотел вернуться к «ДОТу», воссоздать утраченные фрагменты и вообще переписать произведение, согласуясь с опытом прожитых лет, современным знанием Великой Отечественной войны и литературным языком сегодняшнего дня. Так получился новый «ДОТ», который и представляет «ОЛМА Медиа Групп».
Плен — побег — дот — схватка небольшого отряда советских пограничников с целой немецкой армией, интеллектуальное и человеческое противостояние сержанта Егорова и майора Ортнера… Это книга о смелости, находчивости и взаимовыручке молодых азартных солдат и офицеров по обе стороны фронта, о патриотизме, идущем от самого сердца. И еще она том, как хочется им жить и выжить в мясорубке самой страшной за всю историю человечества войне. Парадоксальные исторические факты, свежая интерпретация военных событий, изложенная тем стилем письма, которым не обладает ни один современный автор. Это роман не о Войне. Он о Людях на Войне. О Человечности в нечеловеческих условиях.
«…Успех примирил меня с «ДОТом», но не изменил отношения к нему. Моя неудовлетворенность усугублялась еще и тем, что «Доту» в полной мерой досталось от редакторов и цензуры. Было удалено и изуродовано множество эпизодов, причем сопротивление автора преодолевалось простым аргументом: «Будешь артачиться — книга вообще не выйдет»… Один умелец — тем же болевым приемом — умудрился изменить даже заголовок: назвал повесть «Легендой о малом гарнизоне». Видимо, решил, что так будет красивше…
Для меня «Дот» стал калекой.
И моя душа не приняла его.
Я не смог его полюбить.
Поверьте: если мне не напоминали — сам я никогда не вспоминал о нем: защитная реакция души. Я не думал, что когда-нибудь вернусь к «ДОТу», но в последние годы мода на military стала возвращаться, издатели вспомнили о моей книге, — и посыпались предложения о переиздании. В это время я работал над романом «Храм», вещью совсем иного уровня. И стоило мне представить, как читатель, покоренный «Храмом», пожелает прочесть еще что-нибудь того же автора, и откроет свежеизданный, постаревший на сорок лет лубок… Разве есть такие деньги, которые могут компенсировать разочарование читателя? Для меня не было дилеммы: издавать — не издавать. Конечно — нет. И всем издателям я отказал.
Но мне было любопытно: каким образом в их планах появился «ДОТ»? Понятно: на планете плохая погода; все искусства больны; литература деградирует и огромное большинство книг умирают после первого прочтения; наконец — конъюнктура… И все же — почему? почему именно «ДОТ»? Оказалось, что помимо конъюнктуры был и духовный момент: все эти издатели читали «ДОТ» еще сорок лет назад, будучи школьниками и студентами. И еще тогда он пророс в их память, то есть — в душу. А душа не знает срока давности… Тут было о чем подумать…»
(495) 921-18- 90 доб (1144)