Идея строительства новой судоходной артерии между Каспийским морем и Азово-Черноморским бассейном имеет давнюю предысторию. Это масштабный инфраструктурный проект, призванный нарастить грузопоток по данному направлению, он поддержан правительствами РФ и Казахстана.
По вариантам трассы есть два принципиально различающихся предложения. Первым предусматривается строительство дублера существующего Волго-Донского водного пути, эксплуатируемого с 1952 г. Этот дублер должен пройти по той же трассе протяженностью (без морских участков) 1065 км с подъемом воды на высоту 88 м. Второй вариант трассы (канал «Евразия») должен пройти через Кумо-Манычскую впадину. Длина этой трассы составляет около 740 км, высота подъема воды - 51 м.
Намечаемые трассы воднотранспортных соединений будут расположены на территории пяти субъектов Российской Федерации: Республика Калмыкия, Ставропольский край, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области.
Выполнение работы, осуществляемой в три этапа, началось в июле 2009 г. Первый этап включал изучение территорий предполагаемых проектов, составление методики сравнения вариантов ВТС и оценку перспективных грузопотоков - он был закончен в ноябре 2009 г. В июле 2010 года завершились работы по следующему этапу, охватывающему весь спектр вопросов технического задания. Последний, третий этап предполагает уточнение и согласование разработанных проектных документов.
ОАО «Институт Гидропроект» является одним из мировых лидеров среди организаций, занимающихся проектно-изыскательской и инженерно-консультационной деятельностью в области гидротехнического и гидроэнергетического строительства. Разработал проекты более чем для 150 ГЭС в России суммарной мощностью более 50 млн. кВт. По проектам компании в 15 странах мира построены и строятся более 20 ГЭС. ОАО «Институт Гидропроект» имеет филиалы: «Комплексная изыскательская экспедиция №5» и «Центр службы геодинамических наблюдений в электроэнергетической отрасли».