Самые крупные проблемы возникли из разного рода мелочей, на которые большинство импортеров и экспортеров сначала просто не обратили внимание. Всем участникам ВЭД придется учиться работать в новых условиях, и этот процесс потребует времени.
Ситуацию, считает эксперт, могла бы исправить грамотная информационная политика государства. Было бы хорошо, если бы все государственные инстанции, участвующие в создании Таможенного союза, своевременно и полно информировали участников ВЭД об изменениях в законодательстве. Делается в этом направлении пока, к сожалению, недостаточно. В результате сразу после новогодних каникул экспортеры выясняют, что теперь для ввоза вина в Россию необходимо получать лицензию. Приём же документов для ее выдачи в Москве начался только 14 января.
Дмитрий Майоров рекомендует - внимательно следить за сайтом комиссии Таможенного союза, где публикуются все его официальные документы. Их следует внимательно изучать и готовиться к выполнению сформулированных в них требований. К сожалению, все решения союза принимаются через 30 дней после их принятия и опубликования.
Говоря о перспективах развития Таможенного союза, эксперт сослался на проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принятие которого Государственной Думой РФ значительно упростит экспорт и импорт грузов через российскую границу. Оценивать же перспективы союза можно будет только после принятия этого закона.
Грузопоток через морские порты РФ после введения нового законодательства вряд ли как-то серьёзно изменится. В то же время в ближайшем будущем морского транспорта (а, следовательно, и объём грузов, переваливаемых в портах) в экспортных и импортных перевозках может вырасти, считает Дмитрий Майоров.