«В период с 2003 по 2008 годы произошел стремительный рост объемов кредитования с 4,5 до 145 млрд. долларов США. Ряд розничных банков устанавливал ставки до 80% годовых, прикрывая тем самым низкий уровень оценки рисков и платежеспособности заемщиков. Однако международный опыт показывает, что подобные схемы в перспективе неизбежно приводят к увеличению просроченной задолженности», - отметил Дэвид Джонс.
Сегодня выделяют две основные разновидности коллекторской деятельности: работа по агентской схеме (аутсорсинг) и покупка портфелей просроченной задолженности (цессия). Преимущества аутсорсинга очевидны: расходы на персонал и технологии гораздо ниже, так как распределяются между несколькими десятками банков, которых обслуживает агентство. Профессиональная квалификация людей, работающих в агентстве, намного выше, т.к. это их основной и единственный бизнес, гибкая система мотивации позволяет постоянно поддерживать высокие показатели работы.
Однако, даже при условии появления на рынке новых портфелей на продажу, их стоимость существенно не уменьшится», - добавил Председатель Совета директоров Долгового агентства «Пристав». Основными преимуществами продажи проблемной задолженности по договору цессии являются снижение расходов на уплату налогов, начисляемых на проценты, штрафы и прочие комиссии, снижение отчислений в счет резервирования на возможные потери по ссудам, а также сокращение затрат, связанных с сопровождением просроченной задолженности.
В заключении Дэвид Джонс отметил, что крайне важно при выборе внешнего коллекторского агентства, ориентироваться на такие показатели, как наличие у компании обширной клиентской базы, наличие данных по статистике взыскания, наличие лицензии по защите персональных данных, использование современных технологий и методик взыскания, наличие исторически накопленной базы данных должников, оперативность предоставления отчетности, широкая региональная сеть и репутация на рынке.
Выступление Председателя Совета директоров долгового агентства «Пристав» вызвало глубокий интерес слушателей, о чем свидетельствует дискуссия по итогам доклада, посвященная управлению просроченной задолженностью. Это говорит о том, что тема «плохих» долгов очень актуальна для финансовых организаций и российской экономики в целом.