Споры о возможности прихода в Россию второй волны кризиса не утихают вот уже почти год. Многие эксперты и исследователи действительно предрекают, что новый экономический спад начнется уже в будущем году. Согласно исследованию, проведенному недавно в НИУ ВШЭ, уже сейчас опасения вызывает качество роста российской экономики: развиваются, в основном, не производственные отрасли, а финансовый сектор и рынок недвижимости.
Венчурные инвестиции - как самый рисковый вид вложений собственных средств наиболее валотилен к экономическим потрясениям, и, зачастую, в кризисы сокращается больше, чем классические финансовые сектора. При этом, как показывает американская практика, компании, созданные с помощью венчурного капитала, как правило, более устойчивы к экономическим спадам и даже в кризис приносят национальной экономике стабильные доходы, уплачивая налоги и сохраняя рабочие места.
По данным исследования National Venture Capital Association, в 2011 году 3000 компаний, поддержанных венчурными инвесторами, создали 21% ВВП США, и обеспечили работой 11,9 млн. человек (примерно 11% рынка труда Америки). При этом за период 2008-2010 года «венчурным» компаниям удалось не просто сохранить докризисные показатели выручки, но и увеличить их на 1,5% (по сравнению с 1,5%-ным падением аналогичного показателя у компаний, не получавших венчурные инвестиции).
Мировой финансовый кризис 2009 года практически никак не отразился на российском венчурном рынке, в силу неразвитости последнего. Однако если вторая кризисная волна все-таки будет, съеживания сегмента вряд ли удастся избежать. Чего ждать от инвесторов в периоды экономической нестабильности?
Первым тревожным звоночком приближающегося кризиса можно назвать снижение потока инвестиций в венчурные фонды. Как правило, это явление наблюдается за полгода-год до экономического дна.
Например, в 2009 году объем средств, привлеченных в венчурные фонды США, упал более чем на 35%, достигнув уровня $16,4 млрд. (против $25,9 млрд. в 2008).
По ряду других показателей (количество сделок, средняя величина сделки) 2008 год можно было бы назвать предкризисным (спад начался в третьем квартале года и компенсировался за счет роста в первом полугодии), но по динамике фандрайзинга этот период вполне можно считать началом кризиса. Примерно такую тенденцию можно заметить и в кризис начала 2000-х годов. Общий объем привлеченных средств в 2000-м году на пике развития рынка доткомов, достигал $106 млрд., в течение двух последующих лет он упал на 96% до уровня в $3,7 млрд. Пик восстановления рынка пришелся на 2007 год, когда фондам удалось привлечь немногим менее $30 млрд. Однако уже с 2008 года инвесторы начали потихоньку перекрывать венчурным фондам денежные потоки. Рынок снова просел более чем на 50%.
В периоды расцвета на венчурном рынке постоянно открываются новые венчурные фонды, в бум их количество доходит до 40% от общего числа игроков. В период экономического кризиса 2008-2009 годов доля новых игроков сократилась почти вдвое до 24%.
В кризис венчурные фонды неохотно решаются на новые сделки. Поскольку экономическая нестабильность повышает и без того высокие риски вложений фонда, управляющие компании предпочитают сократить свою активность в поиске новых мишеней и сосредоточить свои усилия на работе с уже проинвестированными компаниями.
По данным Национальной Ассоциации венчурного капитала США, в 2009 году общий объем инвестирования венчурных фондов в стартапы упал на 30% и составил $19,7 млрд. Количество сделок сократилось на четверть.
В период «краха дотковом» начала 2000-х годов за два года объем рынка уменьшился на 60%. Восстановление отрасли проходило довольно медленно. Даже к 2007 году общий объем венчурных инвестиций составлял $30 млрд. (примерно 30% докризисного).
Большинство экспертов советует воздержаться от привлечения инвестиций в периоды кризисов. Однако, если деньги стартапу жизненно необходимы, предпринимателями нужно быть готовыми к «драконовским условиям». Закономерность на рынке простая: в докризисные периоды компании дорожают, в кризисные - дешевеют. В периоды нестабильности компании обесцениваются, инвесторы получают возможность покупать доли стартапов по низким ценам, пре- и постденежная оценка компаний снижается.
В 2000-м году еще до IT-бума рынок был сильно перегрет и средние цены компаний на всех стадиях развития достигли своего пика: seed - $4,2 млн., early stage - $8 млн., expansion - $15,2 млн., later stage - $23,2 млн. За два года с 1998 по 2000-й средние цены на рынке выросли на 40-65%. За два года после кризиса упали на 46-65%.
Кризис на венчурном рынке, по мнению ряда ученых, затрагивает в той или иной степени все отрасли. Больше всего страдают стратапы в области IT(-46%), биотехнологий (-33,3%), интернета (-39,7%), медицины (-40%), наименее падение наблюдается в области энергетики (-18%).
Если посмотреть на десятилетие между двумя кризисами (с 2000 по 2009 годы), то наиболее популярной у инвесторов отраслью было и остается производство софтерных товаров. В разные годы в эту индустрию направляется от 15% до 25% всех венчурных денег. Есть отрасли с повышающимся (биотех, энергетика и производство) и с понижающимся (телеком, медиа и развлечения, сети) трендами. Бум доткомов заставил инвесторов обратить свое внимание на более долгосрочные и стратегически важные отрасли, поэтому с середины 2000-х в фокус инвесторов попадают новые отрасли: создание медицинского оборудования и приборов и энергетика/производство.
В течение всего десятилетия внимание инвесторов переключалось с индустрий IT, развлечений и создания оборудования для Интернета на высокотехнологичные и довольно трудо- и капиталоемкие отрасли, такие как энергетика и производство и биотех.
Биотехнологические компании, занимавшие в 2000 году, только 4% в общей инвестиционной картине, к 2011 практически догнали самую популярную отрасль - софтерные товары.
1). Сокращение потока денег в венчурные фонды.
2). Падение активности венчурных фондов: сокращение объемов инвестиций и количества сделок, числа игроков на рынке
3). Обесценивание компаний, сокращение величины выдаваемых инвестиций
4). Сокращение возможностей для выхода (количества IPO)
4). Смена инвестиционного фокуса инвесторов: ориентация на инвестирование в поздние стадии и сокращение количества сделок на стадиях сид и стартап
5). Переключение инвесторов на новые капиталоемкие отрасли (биотех, энергетика и промышленность)
6). Увеличение среднего возраста компаний, получающих инвестиции. До кризиса он составлял 937 дней, в период нестабильности - 1 132 дня.
7). Увеличение доли сделок, осуществляемых консорциумом инвесторов (73% до кризиса против 82% в кризис).
Эти признаки едины для рынка венчурного капитала Америки и Европы. Для США наиболее болезненным оказался лопнувший пузырь доткомов в 2000м году. На Европе, напротив, больше сказался последний кризис 2008-го года. Многие эксперты объясняют столь разную реакцию на кризис несовершенством рынка. «Если бы рынок капитала был единым во всем мире, мы бы видели одинаковую реакцию со стороны инвесторов всех стран, однако, так не происходит,- говорится в статье Блока и Сандера[1],- в силу несовершенства разных рынков и нерационального поведения инвесторов».
В кризис инвесторы стараются подстраховаться, поэтому заранее приготовьтесь к тому, что венчурный фонд будет предъявлять к вашей компании повышенные требования. Также не исключены ситуации, когда фонды будут намеренно затягивать переговоры по одобрению вашего проекта и подписанию контракта. Если ваша компания находится на начальной стадии развития, возможно, есть смысл пережить кризис за счет собственных средств и ресурсов или отложить реализацию замысла до лучших времен.
Если вы компания поздних стадий развития и остро нуждаетесь в венчурных деньгах для продолжения развития, стоит быть готовым к тому, что в кризис оценка pre-money может оказаться на 20-40% ниже ожидаемой. В кризис многие венчурные фонды испытывают трудности с привлечением денег, поэтому и расстаются с ними неохотно. Кроме того, сумма, которую вы сможете привлечь от фондов, может оказаться куда меньше запланированной, так что неплохо будет иметь антикризисную программу действий по снижению расходов и бутстреппингу.