Как часто вы видели слово turbo, букву T и так далее, в названии автомобиля или двигателя? TSI, TFSI, Turbo, 1,8T и так далее до бесконечности. Конечно, все понимают, что это обозначает: двигатель оснащён турбиной. Но для чего она нужна? Для повышения мощности? О нет, турбина как раз наоборот, является лишним сопротивлением на выходе отработавших газов из цилиндра и мешает двигателю, потребляя часть его мощности. Так зачем же тогда её ставят? Именно этот вопрос я и попытаюсь разъяснить в данной статье, так как сам являюсь инженером - турбинистом по образованию и имею об этом кое-какое представление.
Какие мероприятия позволяют поднять мощность двигателя? Естественно, в первую очередь для повышения мощности необходимо увеличивать объём сжигаемого топлива, для преобразования его потенциальной энергии, заложенной в так называемой «теплотворной способности»*, в кинетическую энергию движения поршня. Для этого есть классический метод. Увеличение объёма двигателя, а точнее цилиндров. Логично, что для сгорания большего количества топлива, необходимо больше места, иначе топливо-воздушная смесь попросту не поместится в цилиндре. К таким методам относится и простая расточка цилиндров, часто проводимая владельцами «Жигулей».
Так же, для повышения мощности можно предпринимать меры по повышению коэффициента полезного действия двигателя. Для этого можно долго заниматься настройкой двигателя. Подборы оптимальных углов зажигания**, фаз газораспределения***, уменьшение сопротивлений на входе и выходе из цилиндров, уменьшение трений колец о стенки цилиндров и так далее. Однако, такие методы не могут существенно повысить мощность двигателя, так как существенной прибавки в КПД получить не возможно. Не просто так, КПД атмосферных двигателей до сих пор не превышает 50% рубеж. К таким мерам относится и чип-тюнинг, при помощи которого меняются настройки электронных «мозгов».