Потребители заметили ухудшение собственного материального благополучия и стали менее уверены в будущем своего экономического положения. Поведение потребителей в следующем году будет таким же, как в 2013 году
Результаты анализа мнений потребителей в четвертом квартале 2013 года не смогли показать динамику роста, наметившегося в третьем квартале. Индекс потребительских настроений относительно прогноза состояния экономики России на ближайшие 12 месяцев упал. Показатель остается выше уровня конца 2012 года, поэтому кризиса потребители не ждут, хотя уверенность остается слабой. Впервые за три года измерений уверенность в росте собственного экономического благополучия существенно снизилась. Российские потребители заметили ухудшение своего материального положения и стали более осторожны в оценках будущего года.
Индекс потребительских настроений относительно улучшения экономики страны в 2014 году снизился на 5% и остается на уровне 36,9 балла. Рост уверенности потребителей в экономике страны по итогам периода октябрь-декабрь не смог устоять перед большим объемом негативной информации о пессимистичных прогнозах Правительства относительно слабого экономического роста в стране, и, тем самым, сменился недоверием потребителей. Вместе с тем, показатель к данному моменту не достиг уровня IV квартала прошлого года, поэтому потребители все же не так сильно ждут экономического кризиса в России, но уверенность в росте остается на слабом уровне.
По мнению российских потребителей, период восстановления факторов, влияющих на рост потребительского спроса и в будущем на ВВП, вновь откладывается.
Этот вывод подтверждается тем фактом, что потребители впервые за три года стали менее уверены в росте собственного благополучия в следующем году. Индекс потребительских настроений относительно улучшения личного благосостояния в течение следующих 12 месяцев упал на 18,2% и достиг уровня 52,4 балла, что полностью совпадает с уверенностью потребителей в конце 2012 года. Жители России стали менее уверены, что их положение продолжит улучшаться в следующем году. Итоги года показывают, что стагнация потребительского спроса в следующем году продолжится с незначительными улучшениями. Потребители будут очень аккуратны в своем поведении, а снижение уверенности в собственном благополучии может заставить жителей изменить свои привычки и экономить. Исходя из значений индексов, ориентиром поведения потребителей в будущем году можно принять все тенденции текущего года.