Жители страны не прогнозируют ухудшение своего собственного благосостояния
Индекс потребительских настроений на 2014 год в Казахстане
Индекс потребительских настроений жителей Казахстана относительно развития экономики страны в следующем году снизился на 12% и составляет 60,3 балла. Тем не менее, уверенность в экономическом росте Казахстана на следующий год остается высокой.
Уверенность в улучшении собственного благополучия в 2014 году среди жителей страны практически не изменилась с прошлого года. Индекс незначительно снизился на 1,7%, достигнув уровня 66,2 балла.
Высокая уверенность казахстанцев в росте экономики и собственного благополучия будут позитивно сказываться на будущей потребительской активности жителей Казахстана. Рост потребительского спроса продолжится, хотя покупатели начнут обращать внимание на цену предложения.
Женщины и мужчины одинаково рассматривают перспективы развития экономики страны и собственного благополучия. Наибольшее падение потребительских настроений продемонстрировали женщины
Настроения женщин значительно снизились относительно возможностей роста экономики в Казахстане. Индекс потребительских настроений женщин упал на 11% и достиг уровня 60,0 балла. Уверенность мужчин снизилась на 9% до 61,0 балла. В конце 2013 года и мужчины, и женщины одинаково представляют возможности роста экономики Казахстана в следующем году. Снижение уверенности казахстанцев в стране пока никак не отразилось на восприятии собственного будущего материального благополучия. Сложившиеся потребительские привычки мужчин и женщин сохранятся в следующем году. Женщины будут делать покупки чуть более осторожно, чем мужчины, что может отразиться на торговле товарами повседневного спроса.
Средний класс казахстанцев верит, что их положение улучшится в будущем году. Потребители среднего и старшего возраста теряют уверенность в возможности роста экономики Казахстана
Жители Казахстана по-разному оценивают перспективы 2014 года. Наблюдается более высокая уверенность с потребителей с более высокими доходами.
Настроения женщин значительно снизились относительно возможностей роста экономики в Казахстане. Индекс потребительских настроений женщин упал на 11% и достиг уровня 60,0 балла. Уверенность мужчин снизилась на 9% до 61,0 балла. В конце 2013 года и мужчины, и женщины одинаково представляют возможности роста экономики Казахстана в следующем году. Снижение уверенности казахстанцев в стране пока никак не отразилось на восприятии собственного будущего материального благополучия. Сложившиеся потребительские привычки мужчин и женщин сохранятся в следующем году. Женщины будут делать покупки чуть более осторожно, чем мужчины, что может отразиться на торговле товарами повседневного спроса.
Средний класс казахстанцев верит, что их положение улучшится в будущем году. Потребители среднего и старшего возраста теряют уверенность в возможности роста экономики Казахстана
Жители Казахстана по-разному оценивают перспективы 2014 года. Наблюдается более высокая уверенность с потребителей с более высокими доходами.
Особенностью поведения жителей Казахстана является осознание того, что ситуация в экономике очень тесно связана с собственным материальным благополучием в будущем. Особенно заметна такая уверенность для жителей с низким ежемесячным доходом. По мере роста дохода уверенность в собственном благополучии возрастает, что может говорить о дополнительных возможностях роста потребительского спроса в Казахстане. Вероятно, что причина такого поведения - рост кредитования населения со средними доходами. Работа банков позволяет казахстанцам приобретать больше товаров и услуг, а уверенность в завтрашнем дне снижает чувствительность к цене кредита и ценам в магазинах. Всё это, безусловно, будет продолжать стимулировать потребительский спрос в следующем году.
С возрастом потребительские настроения казахстанцев заметно снижаются. Потребители среднего и старшего возраста гораздо менее уверены в будущем росте экономики Казахстана и собственного благополучия, их настроения показали самое значительное падение по сравнению с прошлым годом. При этом группа потребителей в возрасте 40-49 лет является одной из наиболее платежеспособных, поэтому нарастающий пессимизм этой группы может привести к снижению потребления дорогостоящих товаров в следующем году.
Молодое население Казахстана очень позитивно рассматривает будущее страны и собственного благополучия. Такое восприятие приведет к росту потребления молодежных брендов и услуг, связанных с данной группой потребителей.